скачать рефераты

МЕНЮ


Программа по Технологии

прямоугольную изометрическую проекции изделия с натуры (с необходимым

уменьшением в 5, 10, 15. 20, ... раз) или по его рисунку (с размерами). В

качестве изделий можно предложить стол, стул, шкаф и т. п. знакомые вещи (с

упрощением их форм). На горизонтальной плоскости изделия изобразите круг

(круглая салфетка на столе, рисунок круга на сидении стула и т. п.).

4. «Технический рисунок» (бумага чертежная).

Содержание работы: а) закончите заданный технический рисунок изделия;

б) выполните технический рисунок геометрических тел (отдельные цилиндры и

призмы, а также их простейшие композиции) с передачей объема посредством

линейной штриховки; одно тело нарисуйте с выделением фактуры материала

(например, древесины); рисунки выполняйте на базе аксонометрических и

перспективных проекций.

5. «Геометрические построения» (бумага чертежная). Выполните простые

геометрические построения и сопряжения. В качестве объектов изображений

могут быть изделия (упрощенные) ДПИ, дерево- и металлообрабатывающие

инструменты и приспособления, несложные (но красивые) изделия из древесины,

пластмассы и металла, которые можно изготовить в школьной мастерской силами

учащегося.

6. «Комплексный чертеж» (бумага в клетку и чертежная).

Содержание работы: а) постройте третью проекцию по двум заданным;

б) постройте основные виды предмета по его аксонометрическому

изображению;

в) выполните технический рисунок предмета и его модель по комплексному

чертежу;

г) выполните комплексный чертеж предмета с натуры.

7. «Эскизирование» (бумага в клетку).

Содержание работы: а) выполните эскиз предмета с натуры;

б) выполните эскиз предмета по техническому рисунку (с указанными

размерами) или по аксонометрическому изображению.

8. «Развертки».

Выполните изделие в материале по его развертке. В качестве изделий' могут

быть даны многогранники. Склейте изделие по швам (наиболее рационально),

раскрасьте и назовите его.

9. «Занимательная графика».

Решите занимательные задачи с использованием элементов творчества

(учебного), эвристики и изобретательства – на базе геометрических эффектов

в несложных приборах и конструкциях (оптических, механических...).

10. «Проект на плакате».

Выполните плакат по теме проекта (учебно-исследовательского характера),

предложенной учителем или самим учеником (при одобрении учителя), например

«Преобразование кубика». На плакате представьте в наглядной, четкой форме,

как исходный объект – кубик (например, из древесины), преобразовать в

требуемое на выходе изделие. При этом желательно показать обрабатывающий

инструмент. Возможна разработка нескольких путей достижения цели, анализ

этих путей и выбор оптимального варианта.

IX класс

11. «Пересечение фигур» (бумага чертежная). Постройте линии пересечения

поверхностей двух геометрических тел.

12. «Сечения» (бумага в клетку).

Содержание работы.

а) выполните эскиз детали с построением сечения (с натуры, по

комплексному чертежу; по аксонометрической проекции);

б) изготовьте модель формы изделия по заданным сечениям (детали типа ось,

валик и т. п.).

13. «Разрезы» (бумага в клетку или чертежная).

Выполните чертеж (эскиз) детали с натуры с построением необходимых (или

полезных) разрезов.

14. «Чертеж (эскиз) резьбового соединения» (бумага чертежная или в

клетку).

Выберите тип резьбового соединения с натуры (откорректировав на чертеже

все необходимые размеры по ГОСТу). Например, крепление ручки к двери.

15. «Эскиз технической детали» (бумага в клетку). Для эскизирования

возьмите техническую.ддеталь с резьбой средней сложности. При простановке

размеров учитывайте технологию изготовления этой детали.

16. «Чтение и деталирование чертежа общего вида» (бумага чертежная и в

клетку).

Выполните комплексные чертежи (эскизы) двух-трех деталей средней

сложности, входящих в сборочную единицу «Кран газовый», «Тиски трубные»,

«Домкрат автомобильный», и т. п. Для одной детали выполните технический

рисунок.

17. «Схемы» (бумага чертежная или в клетку). Вычертите кинематическую и

электрическую принципиальную схему несложного изделия (типа

электромеханической игрушки).

18. «Мой дом» (бумага чертежная, или в клетку).

Выполните план своей комнаты (имеющийся или проектируемой) с расстановкой

мебели (указав основные размеры).

Используйте макеты (можно изготовить их самостоятельно) выберите наиболее

оптимальный вариант интерьера.

19. Контрольная работа (бумага чертежная или в клетку).

Выполните чертеж детали средней сложности по чертежу общего вида.

20. «Проект на плакате».

Выполните плакат по теме проекта (учебно-творческого характера),

выбранной учащимся. Примерные темы проекта: «Усовершенствование формы

приспособления для инструмента для работы в школьной мастерской»;

«Оформление малых архитектурных форм и конструирование их узлов» (лестница,

фонтан, ограда...); «Проектирование детской площадки»; «Конструирование

крепления для установки елки»; «Разработка фасада садового домика» (по

известным размерам) и т. д. Желательно, чтобы тема проекта была выбрана в

начале учебного года. В процессе работы над проектом рекомендуется активно

использовать эскизы, схемы, символы, технический рисунок в цвете,

техническую иллюстрацию и комплексные чертежи.

Вариативная часть «Машинная графика»

Тематический план (1 ч в неделю, всего 34 ч)

|№ |Тема |Количест|Примечание |

|п./| |во | |

|п. | |учебных | |

| | |часов | |

|1 |Введение |2 |Основная задача – |

| | | |приобщить (поддержать, |

| | | |развить) интерес к |

|2 |Технические |6 |компьютерной графике. |

| |средства машинной| |На уровне знакомства |

|3 |графики |12 | |

|4 |Графические | |Один из наиболее |

| |редакторы |12 |простейших редакторов. |

| |Программное | |На базе простейших |

|5 |обеспечение |2 |алгоритмических языков. |

| |машинной графики | |Выставка работ учащихся |

| | | |и их обсуждение. |

| | | | |

| |Обобщение знаний | | |

ПРОГРАММА

1. Введение (2ч)

Что такое машинная графика? Краткая история механизации и автоматизации

графических операций. Применение машинной графики в технике, науке,

искусстве, в учебном процессе – яркие, интересные примеры и иллюстрации.

Перспективы использования машинной графики в различных сферах деятельности

человека.

2. Технические средства машинной графики (6 ч)

Графический вывод. Печатающее устройство, арифметическое печатающее

устройство (АПУ). Графопостроители (плоттеры) – планшетные и барабанные.

Основные части графопостроителей. Главные характеристики: точность и

скорость вычерчивания, четкость, контрастность и размер изображения.

Матричные печатающие устройства. Дисплеи. Электронно-лучевые трубки (ЭЛТ).

Графические дисплеи. Основные параметры дисплеев и их характеристики

Оптические фотозаписывающие устройства.

Графический ввод Функциональная клавиатура «Световое перо», «мышь»,

джойстик – основные принципы работы. Считывание информации на кодировочных

планшетах.

Основные правила работы с ПЭВМ в режиме графики

3. Графические редакторы (12 ч)

Знакомство с графическим редактором (например, PAINTBRUSH) Вход в

редактор, начало рисования, проба пера, генерация рисунка, запись картинки

на диск. Выход из редактора.

Инструменты редактора. Меню. Раскраска рисунка. Работа с фрагментами, их

копирование и Перемещение; запись и чтение.

Графические примитивы. Оформление текста. Выбор типа и размера шрифта.

Работа с символами.

Изменение масштаба. Редактирование рисунка. Удаление с экрана и

восстановление управляющих полей. Выбор кисти и толщины линии. Сохранение и

установка режимов работы редактора.

Работа с палитрой. Цветовые эффекты. Редактирование цвета или узора.

Запись палитры на диск и считывание, с диска. Подбор оттенков и

использование полутонов. Вывод картинки на принтер.

Понятие о графическом обеспечении в системах автоматизированного

проектирования, (САПР).

Понятие об автоматизированных обучающих системах (АОС); примеры обучающих

и контролирующих программ, в системе АОС.

4. Программное обеспечение машинной графики (12 ч)

Языки и команды. Понятие об алгоритмических графических языках (последние

версии языков Бейсик, Паскаль и др.). Правила кодирования графической

информации в системах машинной, графики. Графический вывод простейших

геометрических элементов, (примитивов). Основные управляющие команды.

Простейшие фигуры. Генерация на экране ПЭВМ ломаных линий,

прямоугольников. эллипсов н плоских геометрических фигур, составленных из

них. Закрашивание областей. Построение обводов я контуров технических

деталей и художественных изделий. Сопряжения и лекальные кривые.

Преобразования. Примеры использования простейших преобразований на

плоскости: гомотетия (масштабирование), перенос, симметрия, поворот,

инверсия. Построение с помощью преобразований узоров, орнаментов, обводов и

контуров различных изделий.

5. Обобщение знаний (2 ч)

Общий обзор пройденного материала. Просмотр работ учащихся на экранах

дисплеев ПЭВМ. Анализ и оценка работ. Выставка работ учащихся, выведенных

на твердый носитель; их анализ и оценка.

Примерный перечень индивидуальных графических работ по машинной графике

1. Шрифт и шрифтовая композиция, выполненная с использованием

графического редактора.

2. Произвольная композиция в цвете, выполненная на базе меню графического

редактора.

3. Геометрические узоры и орнаменты, выполненные: а) на базе примитивов

графического редактора; б) средствами псевдографики, в) программными

средствами.

4. Линии чертежа.

5. Чертежи стандартных деталей (гайки, болты и др.).

6. Условные графические обозначения на электрических схемах;

электрические принципиальные схемы простейших изделий (например,

электронных игрушек).

7. Условные графические обозначения на архитектурно-строительных

чертежах; фрагменты архитектурно-строительных чертежей (например, фасад

домика или его фрагмент – оформление оконного или дверного проема; деталь

плана жилой комнаты).

8. Библиотека элементов учебного САПР (машиностроение; радиоэлектроника;

строительство и архитектура; художественное конструирование изделий и др.).

Вариативная часть. Раздел «Графический дизайн»,

Тематический план

(1 ч в неделю, всего 68 ч в IX—Х или X—XI классах)

|№ |Тема |Количест|Примечание |

|п.| |во | |

|/п| |учебных | |

|. | |часов | |

|1 |Введение |2 |На этом этапе особенно |

| | | |велика роль ярких |

|2 |Дизайн-техника |14 |увлекательных примеров. |

| |графики | |Обратить особое внимание |

| | | |на подбор и качество |

|3 | |8 |индивидуального набора |

| |Шрифты и | |инструмента каждого |

| |шрифтовые | |учащегося. |

|4 |работы |8 |Постараться, чтобы каждый |

| | | |учащийся освоил написание |

| |Перспектива | |хотя бы одного вида шрифта|

|5 | |2 |на уровне навыка. |

|6 | |8 |Наиболее просты в усвоении|

| |Обобщение | |способы перспективной |

| |знаний | |сетки и прием «делительных|

| |Цветоведение | |масштабов». |

| | | |Выставка работ учащихся и |

| | | |их обсуждение. Желательно |

| | | |сделать акцент на |

| | | |выработке умения в подборе|

| | | |гармоничного сочетания |

| | | |цветов |

|7 |Композиция |12 |Наиболее существенные темы|

| | | |– свойства и средства |

|8 |Форма и |6 |композиции. |

| |формообразовани| |Необходимо опираться на |

| |е | |знание базовых тем курса |

|9 | |6 |графики – «Образование |

| | | |поверхностей», «Понятие |

| |Дизайн как | |формы» и т.д. |

|10 |последовательно|2 |На примере художественных |

| |развивающийся | |и технических изделий, |

| |творческий | |изготовление которых |

| |процесс | |посильно для учащегося. |

| |проектирования | |Выставка работ учащихся и |

| |Обобщение | |их обсуждение. |

| |знаний | | |

ПРОГРАММА

1. Введение (2 ч)

Знакомство с графическим дизайном; что такое графический дизайн? Краткая

история развития графического дизайна. Сферы применения графического

дизайна в жизни и деятельности человека.

2. Дизайн-техника графики (14 ч)

Краткий обзор простейших приемов дизаин-техники графики, общие понятия о

дизайн-технике графики и ее определение.

Основные инструменты, используемые графическими дизайнерами: карандаши,

рейсфедеры (прямой и циркульный), перо рапидограф, мягкие и жесткие кисти,

губки, аэрограф. Основные материалы графика-дизайнера бумага, тушь,

акварель, темпера, гуашь. Приемы и правила работы с инструментами и

материалами в дизайн-технике.

Виды графики Черно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки. Тоновая

графика – отмывка. Работа цветом: отмывка, ретушь, лессировка, имитация

цвета и текстуры материала. Аппликация.

3. Шрифты и шрифтовые работы (8 ч)

Краткая история шрифта Основные виды шрифтов и их классификация.

Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по характеристикам.

Требования, предъявляемые к шрифту удобочитаемость, красота, простота

выполнения, единство стиля, соответствие содержанию (с использованием

плакатов и таблиц с различными видами шрифтов – антиква, рубленые,

брусковые, чертежные и другие шрифты).

Техника исполнения шрифтов пером (редис, рондо, плакатное), кистью, с

использованием трафаретов.

Шрифтовые надписи и композиции. Эстетические и функциональные требования

к шрифтам и шрифтовым композициям. Шрифт и цвет: шрифт и оптические

иллюзии. Исторические и национальные особенности шрифтовых надписей и

композиций.

4. Перспектива (8 ч)

Общие понятия о перспективе. Основные элементы аппарата перспективы.

Основные способы построения перспективы: способ архитекторов, способ

перспективной сетки, способ следа луча. Основные приемы построения

перспективы: прием «боковой стенки» и перспективных делительных масштабов.

Выбор наиболее рационального приема или способа построения перспективы в

зависимости от вида объекта.

Выбор оптимальной точки зрения. Особенности зрительного восприятия

изображения и перспективные искажения.

Классификация перспективных изображений, в зависимости от высоты,

горизонта и ракурса.

Общее знакомство со стереоскопическими изображениями.

Обобщение знаний (2 ч)

Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному

материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ

учащихся (в том числе и творческих).

6. Цветоведение (8ч)

Свет и цвет – основные понятия. Цвета ахроматические и хроматические.

Основные цвета. Круг естественных цветов (по Гёте; по Оствальду).

Цвета теплые и холодные. Контраст и нюанс цветов. Дополнительные цвета.

Цветовая гармония – правила определения гармоничных цветов (двух, трех,

четырех). Цветовой тон, насыщенность и светлота.

Смешение красок. Оптическое смешение цветов. Психофизиологическое

воздействие цвета на человека. Основные правила оформления (цветового

решения) интерьера жилища в городе, в сельской местности.

7. Композиция (12 ч)

Основные понятия и определения Главные законы композиции. Свойства и

качества композиции Средства композиции Композиционные приемы. Виды и типы

композиции. Гармонические прогрессии, ряд Фибоначчи, золотое сечение.

Роль композиции в эстетическом восприятии объектов материального мира

вещей. Роль законов композиции в качественной оценке дизайна промышленных и

художественных изделий.

8. Форма и формообразование (6 ч)

Основные понятия и. определения. Выразительность формы и внешний вид

(стайлинг) изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм: масса,

фактура, величина, геометрический вид, положение в пространстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.