скачать рефераты

МЕНЮ


Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

На снижение себестоимости оказывают влияние переменные и постоянные затраты. К переменным затратам относят: сдельная заработная плата рабочих, прямые материальные затраты, услуги. К постоянным затратам относятся: амортизация основных средств, заработная плата административно-управленческого персонала, управленческие расходы. Причем при изменении объемов производства продукции возрастают только переменные расходы, а постоянные расходы остаются неизменными.

Влияние факторов на изменение себестоимости виноградарства можно рассмотреть с помощью факторной модели:

(3.1)

где А - сумма постоянных затрат, отнесенная на 1 га виноградников; у - урожайность винограда; в - сумма переменных затрат на 1 ц винограда.

На основании данной модели и данных таблицы 3.5 произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости 1 ц винограда методом цепной подстановки.

Факторный анализ себестоимости производства винограда (табл. 3.6) показал, что на себестоимость продукции значительное влияние оказывает урожайность культуры, так как она определяет валовой сбор, и, следовательно, выручку, которую предприятие получает за счёт отрасли. В СПК «Изумрудный» Джанкойского района резкое снижение урожайность увеличило себестоимость 1 ц винограда на 948,9 грн, но за счёт сокращения производственных затрат общее увеличение себестоимости составило 39,3 ц/га. В двух других предприятиях себестоимость производства винограда в отчётном периоде сократилась. В ГП «Алушта» именно урожайность способствовала сокращению себестоимости производства исследуемой отрасли. Можем сделать вывод, что повышение урожайность культуры--приоритетное направление в рамках повышения конкурентоспособности.

В конкретном сельскохозяйственном предприятии уровень урожайности формируется под влиянием действия тех или иных факторов.

Таблица 3.6

Факторный анализ себестоимости производства винограда в аграрных предприятиях АР Крым

Формулы

СПК "Изумрудный" Джанкойского района

ЗАТ "Бурлюк" Бахчисарайского района

ГП "Алушта", г. Алушта

201,2

187,2

448,9

1151,0

206,5

389,1

237,4

133,5

408,2

240,5

132,3

401,4

Общее изменение себестоимости

39,3

-54,9

-47,6

Изменение себестоимости за счёт урожайности винограда

949,8

19,3

-59,8

Изменение себестоимости за счёт суммы постоянных затрат на 1 га

-913,6

-73,0

19,1

Изменение себестоимости за счёт суммы удельных переменных затрат

3,1

-1,2

-6,9

Проверка

39,3

-54,9

-47,6

Прирост урожайности за счет каждого из них, а также их совместного действия при разнообразных соотношениях и предусмотренных степенях интенсивности можно измерить путем применения математических моделей зависимости урожайности от факторов, которые определяют ее уровень. Построение моделей базируется на использовании отчетных данных об урожайности.

Для обеспечения роста урожайности винограда целесообразно предусмотреть систему первоочередных мероприятий.

Урожайность винограда в специализированных хозяйствах может достичь 100-120 ц/га за счет ликвидации сжиженных плантаций, подбора сортового состава насаждений, оптимального внесения удобрений, применения орошения, внедрение системы мероприятий по улучшению качества винограда, особенно его сахаристости.

Джанкойский район относится к зоне укрывного виноградарства и для получения стабильных урожаев высокого качества эта зона нуждается в устойчивом орошении. Исследования проведённые на предприятии подтвердили высокую экономическую эффективность внедрения капельного орошения (табл. 3.7).

Повышение урожайности на орошаемых вариантах происходит за счет увеличения массы грозди, а также более сильного развития виноградных кустов и возрастания нагрузки.

Таблица 3.7.

Экономическая эффективность внедрения капельного орошения в СПК «Изумрудный» Джанкойского района

Показатель

Без орошения

Влажность почвы в слое до 100 см

до 60-65% НВ

70-75% НВ

80-85% НВ

Урожайность, ц/га

14,1

19,36449

21,94151436

33,6117493

Суммарное водопотребление, м3/га

2115,7

4406

3904,3

3495

Сахаристость, %

22,6

20,7

20,5

20,2

Себестоимость 1 ц. винограда, грн.

187,6

153,178

144,7876147

102,190367

Дополнительный доход, грн/га

-

1859

2769

6890

Вместе с тем, достигнутый уровень урожайности в предприятии на капельном орошении не предел. В Израиле, например, системы поливов разрабатываются с использованием компьютеров, что позволяет задавать программу затрат воды и удобрений в зависимости от запроектированной урожайности винограда. Оросительные системы работают в автоматическом режиме. Благодаря поливам урожайность технических сортов винограда в среднем составляет 200 ц/га, а столовых - 450-500 ц/га. Система капельного орошения налажена так, что каждый куст винограда орошается одновременно с внесением необходимого количества удобрений. Благодаря дифференциации норм полива и удобрений на участках достигается регулирование урожайности в пределах от минимального до максимального возможного уровня для соответствующих сортов и участков виноградников. Однако такие технологии для предприятия по прежнему остаются дорогостоящими.

С экономической точки зрения для виноградарских хозяйств очень важен такой агротехнический приём, как ранняя диагностика состояния насаждений (т.к. ранние осенние и поздние весенние заморозки губительно сказываются на урожае). Использование данного приема позволит хозяйству своевременно, при минимуме затрат, выработать агротехнические рекомендации по снижению отрицательного влияния стрессовых ситуаций, прогнозировать целесообразность затрат труда и средств, заключение контрактов на поставку продукции и тем самым сэкономить десятки миллионов гривен, которые пошли бы на выплату неустойки за недопоставку продукции, на затраты, которые невозможно было бы окупить.

Важную роль играют меры борьбы с потерями при уборке урожая, его хранении и транспортировке, сокращение всякого рода непроизводительных затрат. Устранение потерь сельскохозяйственной продукции позволит увеличить ресурсы потребления и сэкономить значительные средства.

Агротехнологические мероприятия по уходу за виноградником должны быть направлены не только на повышение урожайности, но и на повышение качества продукции. При этом оценка должна точно отражать качество производимой и реализуемой продукции, способствовать установлению объективных отношений хозяйства с заготовительными организациями. Для повышения качества следует внедрить комплексную систему управления ее качеством на уровне каждой стадии производственного процесса.

Важным направлением повышения урожайности винограда является внесение удобрений. Из-за высоких цен на минеральные удобрения, предприятие не всегда может позволить вносить удобрения под виноград. Несмотря на это целесообразно расширять площадь их внесения при оптимальных дозах в один год под одни сорта и участки, а в другой год - под другие сорта и участки. В перспективе с учетом периодичности внесения удобрения необходимо будет вносить на всей площади виноградников. Внесение минеральных удобрений в комплексе с органическими проявляются не только в прибавке урожая, но и сопровождается повышением; экономической эффективности производства винограда.

Для определения экономической эффективности от внесения удобрений удобренные участки сравниваются с контрольными (не удобренными или с более низкими дозами внесения удобрений). Главным и определяющим показателем при оценке экономической эффективности применения удобрений является выход чистого дохода с 1 га, а дополнительным - уровень производственной рентабельности. Дополнительный чистый доход с 1 га - это разность между стоимостью прибавки урожая по фактическим ценам реализации, полученной в результате использования удобрений, и затратами на их применение вместе с расходами по уборке и внутрихозяйственной транспортировке дополнительного урожая. Уровень производственной рентабельности определяется отношением чистого дохода с 1 га и выражается в процентах.

Показатели контрольного варианта берутся за 2009 год. Цены удобрений, нормативы, расценки, тарифы и др. связанные с применением удобрений, используются также в среднем за 2007-2009 годы. Определение экономической эффективности от внесения оптимальных доз минеральных и органических удобрений проводятся на примере предприятия ЗАТ «Бурлюк» Бахчисарайского района.

Дозы внесения удобрений на 1 га ц д.в. : азотных - 1,5 ц; фосфорных - 0,4 ц; калийных - 0,1 ц. Органических удобрений - на 1 га вносится 10 т. Цена 1 ц минеральных удобрений: азотных (N34) - 58 грн.; фосфорных (P18) - 66 грн.; калийных (К205:35) - 65 грн. Цена 1 т органических удобрений - 7,00 грн. Затраты по транспортировке 1 ц удобрений к месту внесения - 3,50 грн. Затраты по внесению суперфосфата и калийных удобрений одновременно при весенней культивации междурядий в расчете на 1 га - 25,30 грн. Затраты по внесению органических удобрений в почву при осенней вспашке в расчете на 1 га - 113,50 грн. Весенняя подкормка аммиачной селитрой разбрасывателем удобрений в расчете на 1 га - 28,50 грн. Затраты на уборку и внутрихозяйственную транспортировку 1 ц дополнительного урожая - 86,59 грн. Сопоставление показателей экономической эффективности производства винограда сорта по варианту внесения удобрений с показателями: контрольного варианта (таблица 3.8) дает представление о том, что в результате внесения удобрений урожайность винограда увеличится на 16 ц/га, или на 37,3% и достигнет 61,1 ц/га. Производственные затраты на 1 га увеличатся на 2101,4 грн. (16,9%), но производственная себестоимость 1 ц за счет опережающего роста урожайности (на 37,3%) по сравнению с ростом производственных затрат на 1 га (16,9%) снизится на 35,9 грн. При неизменной средней расчетной цене заготовки 1 ц винограда благодаря уменьшению производственной себестоимости 1 ц чистый доход на 1 ц винограда увеличится на 35,9 грн и составит 224,6 грн.

Следовательно, применение повышенных доз минеральных и органических удобрений приведет не только к росту урожайности винограда, но и к значительному повышению экономической эффективности его производства.

Таблица 3.8.

Экономическая эффективность применения удобрений под виноград в ЗАТ «Бурлюк» Бахчисарайского района (показатели контрольного варианта--показатели 2009 года ).

Показатели

Символы или формулы

Расчет

I Показатели контрольного варианта

Урожайность, ц/га

У

44,5

Производственные затраты на 1 га, грн.

ПЗга

5889,5

Производственная себестоимость 1 ц, грн.

Сц = ПЗга : У

132,3

Средняя расчетная цена заготовки 1 ц винограда, грн.

ЦрФ

321,0

Стоимость валовой продукции с 1 га, грн.

СВПга =У* Црф

14284,5

Чистый доход на 1 ц, грн.

ЧДц = Црф-Сц

188,7

Чистый доход с 1 га, грн.

ЧДга = ЧДц *У

8395,03

Уровень производственной рентабельности, %

Урп=(Чдга:Пзга)*100

142,5

II Показатели, связанные с внесением удобрений на 1 га

Дозы внесения минеральных удобрений в физической массе, ц:

азотных (N34 )

4,4

фосфорных (P18)

2,2

калийных (К2О5:35)

0,3

Доза внесения органических удобрений, т

10

Стоимость удобрений, грн

489,9

Затраты, связанные с транспортировкой удобрений, внесением и уборкой дополнительного урожая, грн.

1611,9

Всего дополнительных затрат, грн.

ПЗд

2101,4

Средняя прибавка урожая с 1 га, ц

Уд

16,6

III Показатели варианта внесения удобрений

Урожайность, ц/га

Уо=У+Уд

61,1

Производственные затраты на 1 га, грн.

ПЗгао=ПЗга+ПЗд

7990,9

Производственная себестоимость 1 ц, грн

Сцо=ПЗга:Уо

96,4

Средняя расчетная цена заготовки 1 ц винограда, грн.

ЦрФ

321,0

Стоимость валовой продукции с 1 га, грн.

СВПгао=СВПга+Уд*Црф

19613,1

Чистый доход на 1 ц, грн.

ЧДцо=Црф-Сцо

224,6

Чистый доход с 1 га, грн.

ЧДгао=Чдцо*Уо

13723,6

Уровень производственной рентабельности, %

Урп=(Чдгао:Пзга)*

100

171,7

3.3 Повышение имиджа ЗАТ «Бурлюк» Бахчисарайского района

Мы выяснили, что позитивный имидж повышает конкурентоспособность предприятия на рынке. Имидж предприятия у потребителей составляют представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает продукция предприятия: качество, дизайн, известность торговой марки; предоставляемые предприятием сервисные услуги и система скидок; цена на продукцию; представления потребителей о заявленной миссии и стратегиях предприятия, а также его фирменный стиль.

Предлагаемая структура корпоративного менеджмента представлена на рисунке 3.1.

Рис. 3.2. Структура корпоративного имиджа предприятия

Бизнес-имидж предприятия складывается из представлений партнеров о предприятии как субъекте определенной деятельности. В качестве основных детерминант бизнес-имиджа выступают: деловая репутация, или добросовестность (соблюдение этических норм бизнеса) в осуществлении предпринимательской деятельности, надежность, лояльность предприятия к партнерам, информационная открытость, а также деловая активность предприятия, индикаторами которой являются объем продаж, относительная доля рынка, разнообразие товаров, гибкость ценовой политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.