скачать рефераты

МЕНЮ


Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

Таблица 2.10

Основные показатели экономической эффективности производства винограда в аграрных предприятиях АРКрым за 2007-2009гг

Обычно наблюдается такие взаимосвязанные процессы--при росте объёма производства продукции себестоимость единицы (в нашем случае 1 ц винограда) постепенно снижается. Проанализировав данный показатель по исследуемым аграрным предприятиям АРКрым мы увидели следующее: в ЗАТ «Бурлюк» данный показатель возрос на 23,3 %, в ГП «Алушту»--на 1,6% и только в СПК «Изумрудный» снизился на 18,9%. Однако, если расположить данные предприятия по размеру валового сбора предприятия, получим, что максимальному урожаю соответствует максимальная себестоимость. Данный факт сложно объяснить без учёта всех факторов каждого отдельно взятого предприятия.

На себестоимость и товарное качество продукции в значительной мере влияют зональные условия. До времени сильнейших экономических потрясений виноград в Крыму возделывали больше половины всех сельскохозяйственных предприятий и практически во всех зонах Крыма. Сегодня в условиях формирования рыночной экономики значительно изменяются подходы к хозяйственной и технологической оценке виноградарской продукции. На первое место выносится конкурентоспособность винограда, которая достигается, главным образом, через высокое качество и низкую себестоимость. Высокое качество продукции, как правило, обеспечивает и высокую цену.

Цена реализации снизилась лишь в ЗАТ «Бурлюк» Бахчисарайского района. Уровень рентабельности отчётного 2009 года относительно среднего показателя за 2007-2008гг. повысился в СПК «Изумрудный» Джанкойского района а также ГП «Алушта» г. Алушта. Важно отметить, что несмотря на сокращение рентабельности производства винограда в ЗАТ «Бурлюк» положительным моментом является то, что в этом хозяйстве рентабельность на протяжении 3 лет всегда имела положительное значение, а, следовательно обеспечивало производство дополнительными средствами, чего нельзя сказать о предыдущих предприятиях.

2.3 Конкурентоспособность производства винограда в предприятиях

Конкурентоспособность продукции представляет собой важный показатель конкурентоспособности предприятия, так как производство и сбыт конкурентоспособной продукции обеспечивают наличие денежного потока.

При изучении продуктов выбираются атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Для их выбора предварительно проводятся опросы потребителей, а также специалистов предприятия.

Высокая конкурентоспособность продукта создает основу для его рыночной конкурентоспособности. Последнюю определяют путем сравнительной оценки эффективности маркетинговой деятельности конкурирующих фирм.

В сложившихся условиях глобализации рыночной экономики, возрастающей конкуренции между фирмами, высоких темпов развития научно-технического прогресса усиливается необходимость осуществления оценки и прогнозирования конкурентоспособности производственных систем. Оценка и прогнозирование конкурентоспособности должны составлять основу стратегического управления и осуществляться по всему научно-производственному процессу от производителя до потребителя продукции.

В таблице 2.11 представлен анализ конкурентоспособности виноградарской продукции по уровню рентабельности. Он показал, что наиболее конкурентоспособным по данному параметру является ЗАТ «Бурлюк» Бахчисарайского района. Показатели рентабельности данного пред приятия по годам значительно превышают соответствующие показатели двух других хозяйств. В ГП «Алушта» производство винограда в 2006-2007 году было более рентабельно, а, следовательно, обеспечивало конкурентоспособность выше, чем в СПК «Изумрудный» Джанкойского района. В 2008-2009 году ситуация изменилась в обратную сторону.

Таблица 2.11

Рентабельность винограда и конкурентоспособность по ней в аграрных предприятиях АР Крым

Предприятия и показатели

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

СПК "Изумрудный" Джанкойского района

 

Уровень рентабельности (убыточночти)

-46,1

-15,1

54,5

44,8

Отклонене от уровня 2006г. (+, -)

-

31,0

100,5

90,9

Отклонение показателей СПК "Изумрудный" от показателей ЗАТ "Бурлюк"

-183,9

-214,1

-115,2

-54,4

Отклонение показателей СПК "Изумрудный" от показателей ГП "Алушта"

-75,3

-31,1

63,9

27,0

ЗАТ "Бурлюк" Бахчисарайского района

 

Уровень рентабельности (убыточночти)

137,9

199,0

169,7

99,3

Отклонене от уровня 2006г. (+, -)

-

61,1

31,8

-38,6

Отклонение показателей ЗАТ "Бурлюк" от показателей СПК "Изумрудный"

183,9

214,1

115,2

54,4

Отклонение показателей ЗАТ "Бурлюк" от показателей ГП "Алушта"

108,7

183,0

179,1

81,4

ГП "Алушта", г. Алушта

Уровень рентабельности (убыточночти)

29,2

16,0

-9,4

17,8

Отклонене от уровня 2006г. (+, -)

 -

-13,2

-38,6

-11,3

Отклонение показателей ГП "Алушта" от показателей СПК "Изумрудный"

75,3

31,1

-63,9

-27,0

Отклонение показателей ГП "Алушта" от показателей ЗАТ "Бурлюк"

-108,7

-183,0

-179,1

-81,4

Ведущую позицию в рейтинге занимает ЗАТ «Бурлюк» Бахчисарайского района. За ним следуют СПК «Изумрудный» и ГП «Алушта» в указанной последовательности.

Таблица 2.12

Рейтинг аграрных предприятий АР Крым по уровню рентабельности производства винограда

Название хозяйства

Рейтинговая оценка

2007 г.

2008 г.

2009 г.

в среднем за2007 - 2009 гг.

СПК "Изумрудный" Джанкойского района

3

2

2

2,3

ЗАТ "Бурлюк" Бахчисарайского района

1

1

1

1

ГП "Алушта", г. Алушта

2

3

3

2,7

Учитывая специфику отрасли виноградарства предлагаем использовать метод рейтинговой оценки (табл. 2.13) с помощью двух показателей: индекс конкурентоспособности на основании прибыли с 1 га (); и индекс конкурентоспособности по уровню рентабельности ().

Таблица 2.13

Оценка конкурентоспособности винограда в аграрных предприятиях АР Крым в 2009г.

Предприятия

Сумма квадратов

Номер ранжирования

СПК "Изумрудный" Джанкойского района

0,002

0,452

0,000004

0,204

0,204

2

ЗАТ "Бурлюк" Бахчисарайского района

1

1

1

1

2

1

ГП "Алушта", г. Алушта

0,093

0,180

0,009

0,032

0,041

3

При этом для получения общего показателя состояния отрасли в каждом предприятии необходимо заданный индекс возвести в квадрат. За базу сравнения выбирается предприятие, которое имеет лучшие показатели экономической эффективности среди других предприятий, в нашем случае это ЗАТ «Бурлюк» Бахчисарайского района.

Мы определили, что ЗАТ «Бурлюк» имеет максимальные конкурентные преимущества среди исследуемых предприятий. Поэтому мы будем использовать показатели данного предприятия как показатели выборки, с которым будем определять конкурентоспособность отрасли виноградарства в СПК «Изумрудное» и ГП «Алушта». Для анализа сгруппируем исходные данные в таблицу 2.14.

Таблица 2.14

Основные финансовые показатели отрасли виноградарства в аграрных предприятиях АР Крым за 2006-2009гг.

Год

Выручка

Затраты

Чистая прибыль

СПК "Изумрудный" Джанкойского района

2006

131

2007

150,5

177,3

-26,8

2008

230,3

149,1

81,2

2009

28,1

19,4

8,7

ЗАТ "Бурлюк" Бахчисарайского района

2006

13921,5

2007

26054,1

8713,9

17340,2

2008

35917

13318

22599

2009

20970,5

10522,6

10447,9

ГП "Алушта", г. Алушта

2006

1655

2007

1488,5

1282,9

205,6

2008

1350

1490

-140

2009

2587,8

2196

391,8

В ходе исследования сущности конкурентоспособности предприятия было показано, что существует два источника конкурентоспособности: операционная эффективность и стратегическое позиционирование. Следовательно, эффективность использования экономических ресурсов предприятием может быть охарактеризована и в конечном счете сведена к оценке его операционной эффективности и стратегического позиционирования. Вне сомнения, что предлагаемая оценка должна осуществляться на основе сопоставления соответствующих показателей рассматриваемого хозяйствующего субъекта и конкурентов. Определим искомые величины как коэффициенты операционной эффективности и стратегического позиционирования, соответственно. Далее, путем сведения указанных коэффициентов в единый показатель, произведем оценку конкурентоспособности исследуемого предприятия:

(2.1)

K  - конкурентоспособность исследуемого предприятия;

Kr - коэффициент операционной эффективности;

KI - коэффициент стратегического позиционирования.

Начнем с оценки (коэффициента) операционной эффективности.

Операционная эффективность подразумевает выполнение схожих видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты, обеспечивая получение прибыли в процессе реализации прибавочной стоимости. Это означает, что основным результатом и критерием операционной эффективности является прибыль предприятия. В то же время, сопоставление непосредственно объемов прибыли обуславливает заведомо большую конкурентоспособность крупных предприятий и невозможность сопоставления предприятий с различными масштабами деятельности. Следовательно, сопоставлять необходимо не массу прибыли, а "прибыльность" хозяйственной деятельности.

Наиболее емким и универсальным показателем операционной эффективности представляется отношение выручки от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации.

В математической форме:

(2.2)

r  - операционная эффективность предприятия;

В  - выручка от реализации продукции;

З  - затраты на производство и реализацию продукции.

Показатель операционной эффективности по выборке запишется следующим образом:

(2.3)

R - операционная эффективность по выборке;

ВS - выручка от реализации продукции по выборке;

ЗS - затраты на производство и реализацию продукции по выборке.

Поясним, что под выборкой понимается совокупность конкурентов, являющаяся необходимой и достаточной для сопоставления с рассматриваемым хозяйствующим субъектом. Выборка может состоять из одного предприятия-конкурента - в этом случае определяется индивидуальный показатель конкурентоспособности рассматриваемого предприятия в сравнении с выбранным конкурентом; из нескольких предприятий-конкурентов - рассматривается конкурентоспособность предприятия в сравнении с группой выбранных конкурентов; из всех конкурирующих предприятий отрасли - здесь уже "устанавливается" отраслевой показатель конкурентоспособности предприятия в сравнении со всеми действующими предприятиями отрасли.

Очевидно, что показатель операционной эффективности имеет область допустимых значений на положительной оси числовой прямой, т. е. не может быть менее ноля. Если показатель операционной эффективности менее единицы, то это означает превышение затрат над выручкой, т. е. убыточность хозяйственной деятельности. В противном случае (операционная эффективность более единицы) хозяйственная деятельность прибыльна. Для оценки операционной эффективности предприятия необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого хозяйствующего субъекта с соответствующим показателем по выборке:

(2.4)

Kr - коэффициент операционной эффективности.

Таким образом, нами осуществлена оценка операционной эффективности рассматриваемого предприятия.

Перейдем к определению коэффициента стратегического позиционирования. Логика рассуждений при этом аналогична той, что использовалась при оценке операционной эффективности.

Показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования изначально предполагаются равносильными. В силу этого, необходимо привести влияние указанных показателей на конкурентоспособность предприятия к сопоставимым величинам, для чего предлагается извлечь из отношения индексов изменения объемов выручки квадратный корень:

(2.5)

KI - коэффициент стратегического позиционирования;

I  - индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.