скачать рефераты

МЕНЮ


Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

IS - индекс изменения объемов выручки по выборке.

При этом:

(2.6)

(2.7)

Таким образом, нами осуществлена оценка стратегического позиционирования рассматриваемого предприятия.

Итак, в математической форме показатель конкурентоспособности предприятия может быть записан в следующем виде:

(2.8)

 K  - конкурентоспособность исследуемого предприятия;

Kr - коэффициент операционной эффективности;

KI - коэффициент стратегического позиционирования.

Также необходимо проанализировать общий показатель конкурентоспособности предприятия в разрезе объектов сопоставления.

Пусть

(2.9)

K0 - коэффициент эффективности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.

(2.10)

KS - коэффициент эффективности хозяйственной деятельности по выборке.

Тогда показатель конкурентоспособности предприятия может быть представлен следующим образом:

(2.11)

Используя выражения 2.1--2.11, произведём расчет показателей конкурентоспособности с разбивкой по временным интервалам (табл. 2.12).

Чем выше показатель К, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < K < ? . При этом, в случае, если 0 < K < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При К > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке.

Мы видим что конкурентоспособность виноградарства СПК «Изумрудный» значительно ниже, чем в ЗАТ «Бурлюк». При этом значение рассчитанного показателя значительно меньше единицы, что говорит о серьезных проблемах предприятия с точки зрения обеспечения его конкурентоспособности в сопоставлении с конкурентом.

Таблица 2.12

Показатели конкурентоспособности СПК «Изумрудный» Джанкойского района и ГП «Алушта» г. Алушта за 2007-2009гг.

Показатель

Год

2007

2008

2009

СПК "Изумрудный" Джанкойского района

Kr

0,284

0,573

0,727

KI

0,783

1,054

0,457

K0

0,910

1,911

0,506

KS

4,090

3,166

1,523

K

0,222

0,603

0,332

ГП "Алушта", г. Алушта

Kr

0,388

0,336

0,591

KI

0,693

0,811

1,812

K0

1,100

0,863

1,632

KS

4,090

3,166

1,523

K

0,269

0,273

1,071

Коэффициент конкурентоспособности ГП «Алушта» показал, что в 2009 году предприятие было более конкурентоспособным, чем ЗАТ «Бурлюк», в то время как два предыдущих периода характеризовались критическим, неустойчивым положением предприятия. Такое изменение в отчётном году произошло за счёт обратного изменения индекса изменения объёмов выручки на предприятиях.

Динамика рассматриваемых показателей, представленная на рисунках 2.3 и 2.4 говорит об отсутствии чётко определённой тенденции изменения конкурентоспособности виноградарства на предприятиях, что обусловлено спецификой рассматриваемой отрасли. Но всё же можем сделать вывод, что на СПК «Изумрудный» конкурентоспособность производства винограда за исследуемый период возросла.

Таким образом, конкурентоспособность исследуемых предприятий может быть охарактеризована как весьма низкая, а единичные случаи превышения уровня выборки не носят системный характер, что обуславливает острую необходимость разработки и внедрения мероприятий по повышению конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта.

Рис. 2.3--Динамика конкурентоспособности СПК «Изумрудный» Джанкойского района

Рис. 2.4--Динамика конкурентоспособности ГП «Алушта», г. Алушта

3. Пути повышения конкурентоспособности производства продукции виноградарства

3.1 Направления повышения конкурентоспособности производства

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Чтобы проанализировать степень влияния отдельно взятых факторов на конкурентоспособность производства винограда сгруппируем им по уровням внешнего и внутреннего воздействия.

К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально - психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные

Анализ внешней среды дает возможности организации для прогнозирования ее возможностей, для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегичес-кого планирования.

Среди рассмотренных факторов внешней среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов.

Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность винограда:

1. Реклама (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса).

2. Качество оборудования, уровень технологии.

3. Уровень квалификации персонала.

4. Наличие на предприятии маркетинговой службы, занимающейся планированием сбыта винограда.

5. Доступность источников финансирования, привлечение предприятием заёмных источников.

6. Уровень развития внешних связей.

7. Ассортимент винодельческой продукции, выращенного винограда.

8. Специализация предприятия.

9. Принятие предприятием мер по эффективному использованию земель: соблюдение агротехнологии, контроль качества земель.

10. Внутрихозяйственный контроль качества продукции, премирование работников за качество.

Внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность винограда

1. Уровень среднерыночных цен на виноград

2. Острота конкуренции

3. Национальные и региональные особенности региона, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу--в Крыму это туристическая привлекательность полуострова, которая обеспечивает дополнительный платёжеспособный спрос производителю виноград

4. Имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

5. Государственная политика в поддержке производителей в отрасли виноградарства -- в приобретении основных средств, обновлении виноградников.

6. Климатические, погодные условия, сложившиеся в определённый период.

7. Объём рынка

8. Государственная политика по недопущению недобросовестной конкуренции, включая систему штрафов и уголовной ответственности.

9. Разработка стандартов качества продукции, контроль соответствия произведённой продукции утверждённым стандартам

10. Структура и размер инвестиций в отрасль.

Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности.

Для анализа сведём данные факторы в две таблицы (табл. 3.1, табл. 3.2).

Факторы сравниваются попарно друг с другом, самому важному фактору выставляется бал значимости 3,5,7,9 , менее значимому--1/3,1/5,1/7,1/9. В результате чего мы получаем ранжированный ряд факторов по степени значимости. Для этого сначала находим построчное произведение факторов, из которого извлекаем корень такой степени, сколько факторов было использовано (в нашем случае 10) и определяем структуру в %.

В ходе анализа влияния внутренних факторов конкурентоспособности на первое место вышел уровень квалификации персонала. Ведь на самом деле все процессы производства--от ухода за виноградом до его продажи сопровождаются работниками предприятий. И именно от их квалификации, отношению к работе и труду зависит конечный результат.

Таблица 3.1

Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность производства винограда в аграрных предприятиях АР Крым

п/п

Факторы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Произведе-ние

баллов

v

Струк-тура, %

Ранжиро-ванный

ряд

1

Реклама

1

1/7

1/7

1/9

5

1/5

7

5

3

1/7

0,03

0,71

5,17

7

2

Качество оборудования, уровень технологии

7

1

1/7

5

1/9

5

3

3

3

1/5

15

1,31

9,5

3

3

Уровень квалификации персонала

7

7

1

5

7

7

3

5

7

9

11344725

5,08

36,79

1

4

Наличие на предприятии маркетинговой службы

9

1/5

5

1

1/7

7

3

5

1/3

1/3

15

1,31

9,5

3

5

Доступность источников финансирования, привлечение предприятием заёмных источников.

1/5

9

1/7

7

1

1/7

1/5

5

5

3

3,86

1,14

8,30

4

6

Уровень развития внешних

связей

1/5

1/5

1/7

1/7

7

1

1/5

1/5

1/3

1/7

0,00001

0,32

2,31

8

7

Ассортимент винодельческой продукции, выращенного винограда

1/7

1/3

1/3

1/3

5

5

1

7

1/5

1/5

0,04

0,72

5,21

6

8

Специализация предприятия

1/5

1/3

1/5

1/5

1/5

5

1/7

1

1/7

1/7

0,000008

0,31

2,24

9

9

Принятие предприятием мер по эффективному использованию земель.

1/3

1/3

1/7

3

1/5

3

5

7

1

3

3,00

1,12

8,09

5

10

Внутрихозяйственный контроль качества продукции

7

5

1/9

3

1/3

7

5

7

1/3

1

317,59

1,78

12,89

2

Таблица 3.2

Внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность производства винограда в аграрных предприятиях АР Крым

п/п

Факторы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Произведе-ние

баллов

v

Струк-тура, %

Ранжиро-ванный

ряд

1

Уровень среднерыночных цен на виноград

1

1/7

1/9

1/9

1/5

1/7

1/5

1/3

1/3

1/3

0,0000004

0,23

1,71

10

2

Острота конкуренции

7

1

5

5

3

1/5

1/7

3

5

3

675

1,92

14,41

3

3

Национальные и региональные особенности региона

9

1/5

1

1/7

3

1/5

3

3

1/5

7

1,944

1,07

8,03

5

4

Имидж фирмы

9

1/5

7

1

5

7

1/3

3

3

7

9261

2,49

18,72

2

5

Государственная политика в поддержке производителей в отрасли виноградарства

5

1/3

1/3

1/5

1

1/3

5

1/5

1/3

5

0,062

0,76

5,68

7

6

Климатические, погодные условия

7

5

5

3

3

1

5

3

3

3

212625

3,41

25,61

1

7

Объём рынка

5

7

1/3

1/7

1/5

1/5

1

1/3

1/5

1/5

0,0009

0,50

3,72

8

8

Государственная политика по недопущению недобросовестной конкуренции

3

1/3

1/3

1/3

5

1/3

3

1

1/3

3

0,556

0,94

7,08

6

9

Разработка стандартов качества продукции, контроль

3

1/5

5

1/3

3

1/3

5

3

1

5

75

1,54

11,56

4

10

Структура и размер инвестиций в отрасль

3

1/3

1/7

1/7

1/5

1/3

5

1/3

1/5

1

0,0005

0,46

3,48

9

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.