скачать рефераты

МЕНЮ


Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

В современных условиях глобализации и информатизации, когда быстро расширяется доступ к новым технологиям, оборудованию, методам производства, невозможно разрабатывать и осуществлять конкурентную стратегию фирмы, основываясь только на таких факторах производства, как земля и капитал. Все больше предприятий делают ставку на развитие принципиально нового фактора - человеческого потенциала, как бы объединяющего воедино предпринимательство, труд и информацию.

Основной принцип кадровой политики должен основываться на разнообразие подбора персонала и предоставление равных возможностей [15]. Как показывает практика, рабочая сила, подобранная по такому принципу, дает возможность, во-первых, предугадать важные изменения на рынке; во-вторых, удовлетворять разнообразные потребности покупателей и партнеров; и, в-третьих, сохранять устойчивость компании в условиях глобализации. Конкурентоспособность и успешное развитие фирмы зависят от того, какие люди работают в ней, как они относятся к своей работе, как взаимодействуют друг с другом.

Второе место по степени влияния на конкурентоспособность винограда в аграрных предприятиях Крыма занял внутрихозяйственный контроль качества продукции. Ведь качество продукции это наш главный аргумент по установлению конкурентных позиций на долгосрочную перспективу. Поэтому обеспечение стабильного качества продукции позволяет иметь постоянных партнёров, создаёт базу для расширения производства, формирования производственной стратегии.

Следующие по значимости факторы--качество оборудования, уровень технологии. Технология даёт нам возможность получить конкурентные преимущества за счёт сокращения трудовых и материальных ресурсов, совершенствования технологических процессов. Внедрение нового оборудования и технологий должно быть оправдано, то есть всегда нужно проверять на соответствие возможной эффективности инновации с реальными возможностями ресурсов. В нашем случае это применимо к виноградникам, которые устарели.

На этой же позиции находится наличие маркетинговой службы на предприятиях. В аграрных предприятиях службы маркетинга отсутствуют так как это воспринимается как неоправданные дополнительные затраты. Но в рыночных условиях роль маркетинга стремительно растёт. Поэтому любое предприятие, для обеспечения своих конкурентных позиций на рынке, должно начинать строить стратегию продвижения товара. Это также актуально в связи с общегосударственными и мировыми тенденциями (например вступление в Всемирную организацию торговли).

Среди других факторов важно отметить, что немаловажное значение играет обеспечение предприятием эффективного использования земель. Сейчас ситуация такова, что отсутствие средств на капитальные вложения и льготных кредитов для закладки виноградников лишает хозяйства возможности закладывать новые виноградники, особенно привитыми саженцами, и своевременно реконструировать существующие в необходимых объемах. Темпы списания и раскорчевки виноградных насаждений превышают их восстановление.

Таким образом, земли либо не используются далее после выкорчёвывания виноградника, либо виноградники настолько старые, что уход за ними не имеет смысла, либо встречается частая изреженность и некачественный посадочный материал. Все эти факторы снижают эффективность использования земельных ресурсов и, следовательно, негативно влияют на конкурентоспособность продукции предприятия в целом.

Считается, что допустимый коэффициент изреженности виноградников в специализированных предприятиях--не более 10%. В зарубежных странах изреженности нет вообще--на месте иссохшего куста сразу же садят новый. Рассмотрим какими темпами осуществляется обновление виноградников в аграрных предприятиях АР Крым.

Коэффициенты обновления виноградников подтверждают, что посадка виноградников с каждым годом снижается, обновление виноградников производится катастрофически низкими темпами.

Таблица 3.3

Коэффициент обновления виноградников в предприятиях, производящих продукцию виноградарства, АР Крым за 2007-2009 гг.

Предприятия

2007г.

2008г.

2009г.

В среднем за исследуемый период

СПК "Изумрудный" Джанкойского района

1,78

0,15

0

0,64

ЗАТ "Бурлюк" Бахчисарайского района

8,11

3,57

7,63

6,44

ГП "Алушта", г. Алушта

4,71

0

5,93

3,55

Назрела также неотложная потребность в выработке единой технологической политики производства посадочного материала относительно обеспечения контроля за технологией и реализацией саженцев. Производство посадочного материала на ближайшие 8 - 10 лет должно быть направлено на получение, с одной стороны, элитных с другой - сертифицированных саженцев. Кроме того, внедрение и производство саженцев высоких категорий качества даст возможность получать стойкие урожаи винограда, снизить себестоимость продукции и повысить экономическую эффективность отрасли [9]. Значительный рост производства высококачественной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (в том числе винограда и винопродукции), как указывают Лайко П.А., Бабиенко М.Ф., Бузовский Е.А. и Ищенко Т.Д., возможно при таких обстоятельствах, если: в течение нескольких лет сформировать эффективную систему поддержки украинского аграрного производителя в соответствии с требованиями ВТО и ЕС [22].

Среди внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность исследуемых предприятий основополагающим стал климат и погодные условия. Климат--основной физико-географический фактор, определяющий качество винограда и возможности его дальнейшего использования. Крым относится к особым регионам культурного виноградарства на ряду с такими как Балканы, Молдова, Средняя Азия. Виноград разных сортов и в разных местах имеет неодинаковую ценность как сырьё для различных видов производства и потребления в свежем виде.

Именно климат обеспечивает основу конкурентоспособности--качество товара. Так ранние заморозки могут привести к отсутствию винограда, чрезмерная летняя жара--к остановке накопления сахара в винограде, что снижает его качества, и, как следствие, конкурентоспособность. Если проследить тенденцию последних лет, то всё больше и больше наблюдаем смещение зоны возделывания винограда всё ближе и ближе к побережью Чёрного моря. Северные регионы становятся непригодными для выращивания исследуемой культуры в результате нестабильности весенних температур. Даже Симферопольские район, который традиционно был виноградарским регионом постепенно теряет былые позиции в результате изменения климатических условий. На примере исследуемых предприятий мы видим, что СПК «Изумрудный» Джанкойского района ежегодно уменьшает производство винограда и переходит на другие культуры--в частности на выращивание зерновых. Это вызвано тем, что всё тяжелее и тяжелее собрать полноценный урожай. На качество винограда влияет и рельеф местности. Римляне говорили: «Вакх любит холмы». И действительно, лучшие виноградники мира находятся на склонах или возвышенных плато--это также приоритет южного берега Крыма.

Второе место по значимости среде факторов внешней среды занял имидж фирмы--объективный показатель конкурентоспособности предприятия. Имидж (по словарю) - образ товара, услуги, предприятия и совокупность впечатлений о них, складывающихся в сознании людей.

Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческого предприятия на рынке за счет привлечения потребителей и партнеров и облегчения доступа к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным). «Добрая слава» предприятия повышает его «рыночную силу», поскольку сопротивление действию последней на рынке со стороны различных контактных групп в таком случае уменьшается.

Анализ также показал, что значительное влияние на конкурентоспособность предприятия оказывает острота конкуренции. Так как конкуренция--главный двигатель инновационного и технологического развития экономики, повышения качества человеческого капитала и развития общества. Свободная конкуренция и состязательность--первичные механизмы конкурентоспособности предприятий.

Необходимо учитывать специфику региона. Так, Крым--туристический край. Это говорит о том, что здесь возникает дополнительный спрос на продукцию виноделия--как неотъемлемого элемента крымского отдыха и на столовый виноград.

Также на конкурентоспособность предприятия влияет государственная поддержку по обеспечению добросовестной конкуренции.

Учитывая то, что в современных рыночных условиях конкурентоспособность продукции формируют расходы на нее, необходимо сосредоточить больше внимания на создание надлежащих условий для производителей этой продукции: усовершенствование сортовой структуры виноградников, внедрения новых поколений техники и оборудования, которые бы дали возможность рационально механизировать и автоматизировать производство винограда и винопродукции. На основе этого можно достичь существенный рост производительности труда и снижения текущих расходов на единицу продукции.

3.2 Снижение себестоимости производства продукции виноградарства

Результаты расчетов, проведённых во втором разделе показывают, что низкий уровень конкурентоспособности предприятий в равной степени определяется низкими показателями операционной эффективности и стратегического позиционирования, что подтверждают рассчитанные коэффициенты. Отсюда следует, что низкая конкурентоспособность является результатом низкой эффективности производства (в первую очередь), а также неудовлетворительного рыночного позиционирования.

При этом рассчитанные коэффициенты конкурентоспособности в основном меньше единицы, что подразумевает собой уже не повышение конкурентоспособности, а санацию предприятий.

Поэтому исследуемым предприятиям АР Крым, выращивающим виноград для повышения конкурентоспособности в первую очередь необходимо разработать план мероприятий по повышению эффективности производства. Одним из стратегических направлений является снижение себестоимости производства винограда. Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства. В нем синтезируются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От уровня себестоимости продукции зависят сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, размеры отчислений в фонды накопления и потребления, темпы расширенного воспроизводства, уровень закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию. Как видим, уровень себестоимости во многом обуславливает уровень конкурентоспособности предприятия и виноградарской отрасли.

Проанализируем себестоимость производства 1 ц винограда (табл.3.4) и её динамику (рис.3.1) в исследуемых предприятиях.

Максимальная коммерческая себестоимость винограда отмечена в ГП «Алушта», в 2009 году этот показатель составил 564,6 грн/ц, что на 28,6 % больше, чем в 2007. Наименьший уровень себестоимости в ЗАТ «Бурлюк»--за исследуемый период этот показаетль колебался от 117,9 до 227,6 грн/ц.

Таблица 3.4

Коммерческая и производственная себестоимость 1 ц винограда в виноградарских предприятиях АР Крым в 2007-2009гг., грн

Предприятие

2007

2008

2009

2009 к 2007

К*

П*

К*

П*

К*

П*

К*

П*

СПК "Изумрудный"

452,3

300,5

231,2

201,2

277,1

240,5

61,3

80,0

ЗАТ "Бурлюк"

117,9

92,7

227,6

187,2

213,0

132,3

180,6

142,6

ГП "Алушта"

439,2

310,9

672,7

448,9

564,7

401,4

128,6

129,1

*К--коммерческая себестоимость 1 ц винограда

*П--производственная себестоимость 1 ц винорда

В СПК «Изумрудный» за три года себестоимость производства винограда снизилась на 38,7%. При этом ситуация такая, что минимальное значение коммерческой себестоимости по предприятиям в 6 раз меньше, чем максимальное. Такие разрывы свидетельствуют об абсолютной нестабильности отрасли, что, естественно, на прямую отражается на её конкурентоспособности.

Рис.3.1 - Динамика коммерческой себестоимости 1 ц винограда в аграрных предприятиях АР Крым за 2007-2009гг.

В то же время, не смотря на то, что в ЗАТ «Бурлюк» самые лучшие показатели себестоимости, темп роста данного показателя наибольший.

Таблица 3.5

Исходные данные для факторного анализа себестоимости производства винограда

Показатели

2008 г.

2009 г.

Изменения(+,-)

СПК "Изумрудный" Джанкойского района

Валовой сбор винограда, ц

12993,8

2055,2

-10938,6

Сумма постоянных затрат, тыс.грн

2405,2

454,8

-1950,5

Площадь плодоносящих виноградников, га

554,0

535,7

-18,3

Урожайность винограда, ц/га

23,5

3,8

-19,6

Сумма постоянных затрат на 1 га, грн

4341,7

848,9

-3492,8

Сумма переменных затрат на 1 ц

винограда, грн

16,1

19,2

3,1

Производственная себестоимость 1 ц реализованного винограда, грн

201,2

240,5

39,3

ЗАТ "Бурлюк" Бахчисарайского района

Валовой сбор винограда, ц

58524,0

52282,7

-6241,3

Сумма постоянных затрат, тыс.грн

10187,2

6293,6

-3893,7

Площадь плодоносящих виноградников, га

1183,4

1174,3

-9,1

Урожайность винограда, ц/га

49,5

44,5

-4,9

Сумма постоянных затрат на 1 га, грн

8608,4

5359,4

-3249,0

Сумма переменных затрат на 1 ц

винограда, грн

13,1

11,9

-1,2

Производственная себестоимость 1 ц реализованного винограда, грн

187,2

132,3

-54,9

ГП "Алушта", г. Алушта

Валовой сбор винограда, ц

22943,7

25944,9

3001,2

Сумма постоянных затрат, тыс.грн

9682,0

9892,4

210,4

Площадь плодоносящих виноградников, га

525,6

510,2

-15,5

Урожайность винограда, ц/га

43,7

50,9

7,2

Сумма постоянных затрат на 1 га, грн

18420,2

19390,3

970,1

Сумма переменных затрат на 1 ц

винограда, грн

26,9

20,1

-6,9

Производственная себестоимость 1 ц реализованного винограда, грн

448,9

401,4

-47,5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.