Шпаргалка по международному частному праву (2005г.)
|применения иностр-го права, установление |
|содержания иностр-го права, ограничения |
|применения иностр-го права, исковая |
|давность, право- и дееспособность иностр |
|гр-н и лиц без гражд-ва, правоспособность |
|иностр юр лиц,наследствееное право, межд-е|
|дог-ры и т.д.Еще нормы МЧП закреплены в |
|Семейном кодексе рф (разд7), гпк рф(разд |
|5,6) АПК(разд5),водном кодексе, таможенном|
|кодексе, кодекс торгового |
|мореплавания-ругулир-ет правил кодекса и |
|правил иностр-го права, прим-е правил |
|межд-х дог-ров и др. В основах законод-ва |
|о нотариате 1993 опред-ся нотариальн |
|действия, совершаемые консульскими |
|учреждениями рф, вопросы прим-ния |
|иностр-го права при соверш-нии |
|нотариальных действий итд.Разные законы к |
|области регулир-я внешнеэкономической и |
|инвестиционной деят-сти (напр фз об |
|иностранных инвестициях, итд). Закон о |
|межд-м комерч-ком арбитраже. Нормы мчп |
|закреплены и в ряде законов общего хар-ра |
|: о залоге, о недрах,патентном законе, |
|итд. Судебная практика - проводимые в |
|решениях взгляды судей на какой-либо |
|правовой вопрос, имеющие руководящее |
|значение при решении судами аналогичных |
|вопросов в дальнейшем. Этот источник |
|характерен для ряда гос-в, в некот-х из |
|них он явл-ся осн-ным источником права. |
|Такое положение в Великобритании и |
|частично в США. В России судебная практика|
|вообще не рассматривается как источник |
|права. Источником права в РФ явл-ся закон.|
|Суд в РФ не создает правовых норм, поэтому|
|судебная практика не явл-тся и источником |
|мчп. В области мчп большую роль играют |
|судебные акты высших судебных инстанций рф|
|(консти-го суда рф, высшего арбитражного |
|суда рф, ВС рф) кот-е разъсняют, толкуют |
|положения нормат-х актов, а также обобщают|
|правоприменительную практику. Судебный |
|прецедент-вынесенное судом решение по |
|конкретному делу, обоснование кот-го |
|становится правилом обязательным для всех |
|судов той же или нижестоящей инстанции при|
|рассмотрении аналогичных дел. |
|№11.«Трансформация» норм международного |
|дог-ра. |
|Межд-ные дог-ры(МД)- соглашение двух и |
|более гос-в, устанавливающее в |
|определенных отношениях права и |
|обязанности этих гос-в. МД устанавливают |
|общие нормы МЧП т.е. материальные |
|нормы,обязательные для всех участвующих в |
|дог-ре гос-в, и таким образом |
|предупреждают возникновение коллизий между|
|законами этих гос-в либо содержат правила |
|разрешения этих коллизий т.е коллизионные |
|нормы. ВИДЫ-многосторонние, двусторонние. |
|В рф МД ч. правовой системы РФ. Если нормы|
|МД устанавливают иные правила чем |
|внутреннее закон-во, то применяются нормы |
|МД. В РФ приоритет норм междунар-го права |
|над нормами нацинального законод-ва. |
|По вопросу обоснования применения норм |
|межд-ных дог-ров внутри страны в МЧП |
|разработана теория трансформации, |
|сторонники кот-ой называют п4ст15 |
|Конституции рф нормой о транформации. (ст |
|15 п 4- 4. Общепризнанные принципы и нормы|
|межд-го права и межд-ные дог-ры РФ явл-ся |
|составной ч.ю ее правовой системы. Если |
|международным дог-ром РФ установлены иные |
|правила, чем предус-е законом, то |
|применяются правила межд-го дог-ра.) Суть |
|теории в том что межд-е дог-ры применяются|
|в результате трансформации т.е |
|преобразования их в нормы внутреннего |
|закон-ва. Без трансформации |
|международно-правовая норма не имеет силы |
|во внутренней сфере.При трансформации |
|межд-й дог-р как акт межд-го права |
|остается формой правовой связи заключивших|
|его гос-в, и каждое гос-во обязано |
|обеспечить его применение на своей |
|территории, но для этого необходимо |
|преобразование его норм в гос-ное право. |
|Междунар-й дог-р становится лог-ров РФ |
|прии соблюдении условий – 1)согласие рф на|
|обязательность для нее межд-ных дог-ров, |
|кот-е м.б.выражено путем подписания |
|дог-ра, обмена док-тами, составляющими |
|дог-р,ратификации, утверждения, принятия |
|или присоединения к межд-му дог-ру.Решении|
|д.б. принято компетентными органами |
|власти. 2)вступление межд-го жог-ра в |
|законную силу должно произойти в порядке и|
|сроки предусмотренные в дог-ре или в |
|соглашении сторон. Применение в РФ норм |
|межд-го дог-ра происходит без издания |
|спец-ных актов.Один акт кот-ый обязат-но |
|д.б. это закон о ратификации. Нормы МД в |
|результате трансформации, понимаемой в |
|шир. смысле слова, становятся нормами |
|внутр-го права и тем самым нормами мчп, |
|применяемыми данным гос-вом. Трансформация|
|осущ-ся путем принятия внутр-го закона или|
|иного нормат-го акта. После трансформации |
|эти нормы сохраняют автономное положение |
|во внутренней правовой системе каждого |
|гос-ва — участника МД. Автономный характер|
|этих норм обусловлен тем, что они выражают|
|волю не одного гос-ва, а всех гос-в — |
|участников дог-ра и что, цель создания |
|этих норм — peгулировать специфические |
|имущ-е и иные отношения с межд-ным |
|(иностр-м) элементом, а не вообще |
|гражд-ко-правовые отношения. |
|Межд-но-правовая норма применяется к |
|соответ-щим отношениям только в результате|
|ее трансформации, то есть преобразования в|
|норму внутригос-венного права. Такая |
|трансформация осуще-ся путем ратификации, |
|издания актов о применении МД или издания |
|иного внутригос-венного акта. Но и после |
|их трансформации эти нормы сохраняют |
|автономный характер по отношению ко всей |
|системе права данной страны в целом. |
|Поэтому о двойственности источ-в следует |
|говорить в условном смысле. |
|№12.Международные дог-ры как источники |
|международного частного права. Виды |
|межд-ных дог-ров в межд-ом частном праве. |
| |
|Межд-ные дог-ры(МД)- соглашение двух и |
|более гос-в, устанавливающее в |
|определенных отношениях права и |
|обязанности этих гос-в. МД устанавливают |
|общие нормы МЧП т.е. материальные |
|нормы,обязательные для всех участвующих в |
|дог-ре гос-в, и таким образом |
|предупреждают возникновение коллизий между|
|законами этих гос-в либо содержат правила |
|разрешения этих коллизий т.е коллизионные |
|нормы. ВИДЫ- а) по числу участников |
|1)многосторонние – региональная и |
|универсальная унификация предполагает |
|участие ряда го-в и устанавливает общие |
|правила по предусмотренным в дог-рах |
|вопросам, 2)двусторонние – соглашения |
|между двумя гос-ми (дог-ры о правовой |
|помощи, консульские Конв-ции, дог-ры о |
|торговле и мореплавании). Б) по предмету |
|1)о правовой помощи дог-ры 2)торговые |
|дог-ры 3)транспортные дог-ры 4)консульские|
|дог-ры 5)налоговые 6)по вопросам семейного|
|права 7)по вопросам трудового права 8)по |
|вопр. интелектуальной собствеености |
|9)другие |
|В рф МД ч. правовой системы РФ. Если нормы|
|МД устанавливают иные правила чем |
|внутреннее закон-во, то применяются нормы |
|МД. В РФ приоритет норм междунар-го права |
|над нормами нацинального законод-ва. МД — |
|основная форма унификации |
|национально-правовых норм различных гос-в |
|(материально-правовых, или коллизионных). |
|при этом необходимо уточнить, что МД |
|регулирует затрагиваемые МЧП отношения не |
|прямо, а опосредствованно. благодаря |
|механизмам трансформации содержащихся в |
|нем положений в нормы внутригос-венного |
|права. |
|Принципиальной и основной юр обязанностью |
|любого гос-ва-участника по всякому |
|международно-правовому соглашению является|
|обеспечение всеми доступными гос-ву |
|средствами того, чтобы соблюдались |
|положения заключенного дог-ра. |
|№13.Роль межд-ных организаций в разработке|
|межд-ных дог-ров и унификации норм |
|международного частного права. |
|Международные организации занимающиеся |
|практическими и научными вопросами МЧП: |
|*Межд-ный институт унификации гос-ва и |
|права (УНИДРУА),*комиссия ООН по праву |
|межд-ной торговли (юнситрал),международная|
|торговая палата. |
|Межд-ный институт унификации гос-ва и |
|права образован в 1926 г. как орган лиги |
|наций. Его задачи: изучение средств и |
|способов унификации и сближения частного |
|праава гос-в илигрупп гос-в и постепенная |
|подготовка к принятию разными гос-ми |
|законод-ва, содержащего единообразные |
|нормы частного права. С этой целью |
|готовит: проекты законов и конвекций |
|направленных на принятие единообр-го |
|внутр-го зак-ва, готовит проекты |
|соглашений чтоб улучшить междунар-ные |
|отношения в обл-сти Частного |
|права,участвует в работе др.организ-ций |
|может устан-ть с ними деловые связи, |
|организует конференции и публикует |
|исследования кот-е соччтет для широкого |
|распространения. Межд-й институт |
|унифик-ции ЧП –межд-ная межправительст-ная|
|орг-ция . Ею приняты:Конвенция унидруа о |
|межд-ном факторинге, о межд финанс |
|лизинге. |
|Комиссия ООН по праву межд-ной торговли |
|(юнситрал) образована оон по инициативе |
|венгрии. Это спец орган для содействия |
|равитию межд-ной торговли, унификации |
|правил межд-ной торговли Ген ассамблеей |
|оон.На основе разработанных юнситрал |
|материалов были принятыКонв-ции ООН : о |
|дог-рах медж-ной купли-продажи товаров, об|
|исковой давности в этих дог-рах, о морской|
|перевозке грузови др. |
|Международная торговая палата основана в |
|1920г.Цели и задачи её по уставу: влияние |
|на все стороны межд-ной экономич-кой |
|деят-сти, торговлю,промышл-сть,транспорт и|
|финансы, содействие улцчшению условий |
|экономич-ких отношений между странами и |
|решению межд-ных экономич-ких |
|проблем.Деят-сть её –как |
|научно-исследоват-ского органа, ищет новые|
|пути,методы и способы организации, а также|
|внедрение новых технологий межд-ной |
|торговли.Имеет консультативный статус при |
|оон. У нее национальные подразделения |
|палаты. Национальные комитеты-независимые |
|неправительствееные и негосуд-ные орг-ции,|
|содействующие развиитию межд-ных торговых |
|отношений и всей мировой экономики.Осущ-ют|
|представительство в руководящем |
|совещательном органе и меют возможность |
|участия во всех сферах деят-сти, даже в |
|межд-ном арбитраже в парижеи комиссии по |
|видам предпр-ской деят-сти. МТП приняты |
|акты: международные правила толкования |
|торговых терминов ‘’Инкотермс’’, |
|унифицированные правила по инкассо. |
|№14.Гаагская конференция по межд-ому |
|частному праву. |
|Разработкой проектов конвенций в области |
|МЧП занимается также Гаагская конференция |
|по МЧП. Первая ее сессия была созвана |
|правительством Нидерландов в Гааге в 1893 |
|году по инициативе известного голландского|
|юриста Т. М. Ассера. В ней участвовали 13 |
|европейских гос-в, включая Россию. Всего |
|состоялось 15 обычных сессий Гаагской |
|конференции и 2 внеочередные, на кот-х был|
|принят ряд проектов соглашений в области |
|мчп. В 1951г был принят постоянный Статут |
|Гаагской конференции по мчп (вступил в |
|силу в 1955 г.). Статут действует для 38 |
|гос-в. Для Латвии вступил в силу с 11 |
|августа 1992 г. Согласно статуту, задачей |
|конференции является прогрессивная |
|унификация правил мчп (ст. 1). Сессии |
|конференции собираются, как правило, 1 раз|
|в 4 года (ст. 3). Подготовку их осущ-ют |
|Специальная гос-ная комиссия, созданная |
|Нидерландами, и Постоянное бюро |
|конференции. Наиболее значительными из |
|документов, принятых на сессиях |
|конференции начиная с 50-х годов, являются|
|Конв-ции в области гражд-го процесса. Это:|
|Конвенция по вопросам гражд-ого процесса |
|1954 года (СССР присоединился в 1966 г.); |
|К-я о вручении за границей судебных и |
|внесудебных документов по гражд-ким и |
|торговым делам 1965 года; Конвенция о |
|сборе за границей доказательств по |
|гражд-ким и торговым делам 1970 года; К-я |
|об облегчении доступа к правосудию за |
|границей 1980 года и др. С конвенциями по |
|процессуальным вопросам тесно связана |
|Конвенция, отменяющая требование |
|легализации иностр-х официальных док-тов |
|1961 г. 54 Участвуют 42 гос-ва. Для России|
|и Беларуси действует с 31 мая 1992 г. К |
|области семейного права относятся 10 из 29|
|Гаагских конвенций. Это — К-я о заключении|
|брака и признании его недействительным |
|1978 года; К-я о праве, применимом к |
|имуществу супругов, 1978 года; К-я о |
|признании развода и судебного разлучения |
|супругов 1970 года; К-я о праве, |
|применимом к алиментным обязательствам в |
|отношении детей, 1956 г; К-я о признании и|
|исполнении решений по делам об алиментных |
|обязательствах в отношении детей 1958 |
|года; К-я о компетенции и применимом праве|
|в отношении защиты несовершеннолетних 1961|
|г и ряд других конвенций о правовом |
|положении детей. Из конвенций в др |
|областях следует обратить внимание на К-ю |
|о коллизиях законов относительно формы |
|завещательных распоряжений 1961 г, К-ю о |
|праве, применимом к ответственности |
|изготовителя, 1973 г и некот-ые другие. На|
|сессии Гаагской конференции в 1964 г были |
|приняты Гаагская конвенция о единообразном|
|законе о заключении дог-ров о межд-ной |
|купле-продаже товаров и Гаагская конвенция|
|о единообразном законе о межд-ной |
|купле-продаже товаров. Но на конференции |
|были представлены в основном гос-ва Запада|
|и потому по по своему содержанию эти |
|Гаагские Конв-ции не носят в полной мере |
|универсального хар-ра. Гаагские К. 1964 г |
|шир применения не получили. |
|№ 15.Роль комиссии ООН по праву межд-ной |
|торговли в развитии международного |
|частного права. |
|Комиссия ООН по праву межд-ной торговли |
|(юнситрал) образована ООН по инициативе |
|Венгрии. Это спец орган для содействия |
|равитию межд-ной торговли, унификации |
|правил межд-ной торговли Ген ассамблеей |
|оон.На основе разработанных юнситрал |
|материалов были приняты Конв-ции ООН : о |
|дог-рах медж-ной купли-продажи товаров, об|
|исковой давности в этих дог-рах, о морской|
|перевозке грузови др. В 1966 году был |
|создан специальный орган — Комиссия ООН по|
|праву межд-ной торговли (ЮНСИТРАЛ). В |
|состав комиссии входят 36 гос-в. В ее |
|работе активное участие принимают |
|представители России. Как отмечалось в |
|резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 |
|декабря 1966 г., задача комиссии состоит в|
|том, чтобы содействовать «прогрессивному |
|согласованию и унификации правил межд-ной |
|торговли». На комиссию, в частности, |
|возложены подготовка новых между-ных |
|конвенций, типовых и единообразных законов|
|в области права межд-ной торговли, |
|содействие кодификации межд-ных торговых |
|обычаев, сбор и распространение информации|
|в этой области. В качестве первоочередных |
|комиссия определила следующие темы из |
|своей программы работы: межд-ная |
|купля-продажа товаров, межд-ные платежи, |
|коммерческий арбитраж- На основе |
|подготовленных проектов был принят ряд |
|конвенций. К их числу относятся Конвенция |
|ООН о дог-рах межд-ной купли-продажи |
|товаров. Конвенция об исковой давности в |
|межд-ной купле-продаже товаров. Конвенция |
|ООН о морской перевозке грузов (см. гл. |
|9), а также Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ|
|и Примирительный регламент ЮНСИТРАЛ. В |
|1985 году были приняты Типовой закон о |
|межд-ном торговом арбитраже. Конвенция о |
|межд-ном переводном и межд-ном простом |
|векселе (9 февраля 1988 г.). Генеральная |
|Ассамблея ООН по инициативе Венгрии |
|рассмотрела "меры, кот-ые должны быть |
|приняты для прогрессивного развития в |
|области мчп, в особенности с целью |
|содействия развитию межд-ной торговли". В |
|результате в 1966 году был создан |
|специальный орган Комиссия ООН по праву |
|межд-ной торговли (ЮНСИТРАЛ). |
|№16 Универсальные и региональные Конв-ции |
|в области международного частного права. |
|Двусторонние дог-ры. |
|В системе межд-го регулирования межд-ных |
|отношений выделяют 4 уровня: |
|Универсальный; Региональный; Двусторонний;|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|