скачать рефераты

МЕНЮ


Шпаргалка по международному частному праву (2005г.)

|применения иностр-го права, установление |

|содержания иностр-го права, ограничения |

|применения иностр-го права, исковая |

|давность, право- и дееспособность иностр |

|гр-н и лиц без гражд-ва, правоспособность |

|иностр юр лиц,наследствееное право, межд-е|

|дог-ры и т.д.Еще нормы МЧП закреплены в |

|Семейном кодексе рф (разд7), гпк рф(разд |

|5,6) АПК(разд5),водном кодексе, таможенном|

|кодексе, кодекс торгового |

|мореплавания-ругулир-ет правил кодекса и |

|правил иностр-го права, прим-е правил |

|межд-х дог-ров и др. В основах законод-ва |

|о нотариате 1993 опред-ся нотариальн |

|действия, совершаемые консульскими |

|учреждениями рф, вопросы прим-ния |

|иностр-го права при соверш-нии |

|нотариальных действий итд.Разные законы к |

|области регулир-я внешнеэкономической и |

|инвестиционной деят-сти (напр фз об |

|иностранных инвестициях, итд). Закон о |

|межд-м комерч-ком арбитраже. Нормы мчп |

|закреплены и в ряде законов общего хар-ра |

|: о залоге, о недрах,патентном законе, |

|итд. Судебная практика - проводимые в |

|решениях взгляды судей на какой-либо |

|правовой вопрос, имеющие руководящее |

|значение при решении судами аналогичных |

|вопросов в дальнейшем. Этот источник |

|характерен для ряда гос-в, в некот-х из |

|них он явл-ся осн-ным источником права. |

|Такое положение в Великобритании и |

|частично в США. В России судебная практика|

|вообще не рассматривается как источник |

|права. Источником права в РФ явл-ся закон.|

|Суд в РФ не создает правовых норм, поэтому|

|судебная практика не явл-тся и источником |

|мчп. В области мчп большую роль играют |

|судебные акты высших судебных инстанций рф|

|(консти-го суда рф, высшего арбитражного |

|суда рф, ВС рф) кот-е разъсняют, толкуют |

|положения нормат-х актов, а также обобщают|

|правоприменительную практику. Судебный |

|прецедент-вынесенное судом решение по |

|конкретному делу, обоснование кот-го |

|становится правилом обязательным для всех |

|судов той же или нижестоящей инстанции при|

|рассмотрении аналогичных дел. |

|№11.«Трансформация» норм международного |

|дог-ра. |

|Межд-ные дог-ры(МД)- соглашение двух и |

|более гос-в, устанавливающее в |

|определенных отношениях права и |

|обязанности этих гос-в. МД устанавливают |

|общие нормы МЧП т.е. материальные |

|нормы,обязательные для всех участвующих в |

|дог-ре гос-в, и таким образом |

|предупреждают возникновение коллизий между|

|законами этих гос-в либо содержат правила |

|разрешения этих коллизий т.е коллизионные |

|нормы. ВИДЫ-многосторонние, двусторонние. |

|В рф МД ч. правовой системы РФ. Если нормы|

|МД устанавливают иные правила чем |

|внутреннее закон-во, то применяются нормы |

|МД. В РФ приоритет норм междунар-го права |

|над нормами нацинального законод-ва. |

|По вопросу обоснования применения норм |

|межд-ных дог-ров внутри страны в МЧП |

|разработана теория трансформации, |

|сторонники кот-ой называют п4ст15 |

|Конституции рф нормой о транформации. (ст |

|15 п 4- 4. Общепризнанные принципы и нормы|

|межд-го права и межд-ные дог-ры РФ явл-ся |

|составной ч.ю ее правовой системы. Если |

|международным дог-ром РФ установлены иные |

|правила, чем предус-е законом, то |

|применяются правила межд-го дог-ра.) Суть |

|теории в том что межд-е дог-ры применяются|

|в результате трансформации т.е |

|преобразования их в нормы внутреннего |

|закон-ва. Без трансформации |

|международно-правовая норма не имеет силы |

|во внутренней сфере.При трансформации |

|межд-й дог-р как акт межд-го права |

|остается формой правовой связи заключивших|

|его гос-в, и каждое гос-во обязано |

|обеспечить его применение на своей |

|территории, но для этого необходимо |

|преобразование его норм в гос-ное право. |

|Междунар-й дог-р становится лог-ров РФ |

|прии соблюдении условий – 1)согласие рф на|

|обязательность для нее межд-ных дог-ров, |

|кот-е м.б.выражено путем подписания |

|дог-ра, обмена док-тами, составляющими |

|дог-р,ратификации, утверждения, принятия |

|или присоединения к межд-му дог-ру.Решении|

|д.б. принято компетентными органами |

|власти. 2)вступление межд-го жог-ра в |

|законную силу должно произойти в порядке и|

|сроки предусмотренные в дог-ре или в |

|соглашении сторон. Применение в РФ норм |

|межд-го дог-ра происходит без издания |

|спец-ных актов.Один акт кот-ый обязат-но |

|д.б. это закон о ратификации. Нормы МД в |

|результате трансформации, понимаемой в |

|шир. смысле слова, становятся нормами |

|внутр-го права и тем самым нормами мчп, |

|применяемыми данным гос-вом. Трансформация|

|осущ-ся путем принятия внутр-го закона или|

|иного нормат-го акта. После трансформации |

|эти нормы сохраняют автономное положение |

|во внутренней правовой системе каждого |

|гос-ва — участника МД. Автономный характер|

|этих норм обусловлен тем, что они выражают|

|волю не одного гос-ва, а всех гос-в — |

|участников дог-ра и что, цель создания |

|этих норм — peгулировать специфические |

|имущ-е и иные отношения с межд-ным |

|(иностр-м) элементом, а не вообще |

|гражд-ко-правовые отношения. |

|Межд-но-правовая норма применяется к |

|соответ-щим отношениям только в результате|

|ее трансформации, то есть преобразования в|

|норму внутригос-венного права. Такая |

|трансформация осуще-ся путем ратификации, |

|издания актов о применении МД или издания |

|иного внутригос-венного акта. Но и после |

|их трансформации эти нормы сохраняют |

|автономный характер по отношению ко всей |

|системе права данной страны в целом. |

|Поэтому о двойственности источ-в следует |

|говорить в условном смысле. |

|№12.Международные дог-ры как источники |

|международного частного права. Виды |

|межд-ных дог-ров в межд-ом частном праве. |

| |

|Межд-ные дог-ры(МД)- соглашение двух и |

|более гос-в, устанавливающее в |

|определенных отношениях права и |

|обязанности этих гос-в. МД устанавливают |

|общие нормы МЧП т.е. материальные |

|нормы,обязательные для всех участвующих в |

|дог-ре гос-в, и таким образом |

|предупреждают возникновение коллизий между|

|законами этих гос-в либо содержат правила |

|разрешения этих коллизий т.е коллизионные |

|нормы. ВИДЫ- а) по числу участников |

|1)многосторонние – региональная и |

|универсальная унификация предполагает |

|участие ряда го-в и устанавливает общие |

|правила по предусмотренным в дог-рах |

|вопросам, 2)двусторонние – соглашения |

|между двумя гос-ми (дог-ры о правовой |

|помощи, консульские Конв-ции, дог-ры о |

|торговле и мореплавании). Б) по предмету |

|1)о правовой помощи дог-ры 2)торговые |

|дог-ры 3)транспортные дог-ры 4)консульские|

|дог-ры 5)налоговые 6)по вопросам семейного|

|права 7)по вопросам трудового права 8)по |

|вопр. интелектуальной собствеености |

|9)другие |

|В рф МД ч. правовой системы РФ. Если нормы|

|МД устанавливают иные правила чем |

|внутреннее закон-во, то применяются нормы |

|МД. В РФ приоритет норм междунар-го права |

|над нормами нацинального законод-ва. МД — |

|основная форма унификации |

|национально-правовых норм различных гос-в |

|(материально-правовых, или коллизионных). |

|при этом необходимо уточнить, что МД |

|регулирует затрагиваемые МЧП отношения не |

|прямо, а опосредствованно. благодаря |

|механизмам трансформации содержащихся в |

|нем положений в нормы внутригос-венного |

|права. |

|Принципиальной и основной юр обязанностью |

|любого гос-ва-участника по всякому |

|международно-правовому соглашению является|

|обеспечение всеми доступными гос-ву |

|средствами того, чтобы соблюдались |

|положения заключенного дог-ра. |

|№13.Роль межд-ных организаций в разработке|

|межд-ных дог-ров и унификации норм |

|международного частного права. |

|Международные организации занимающиеся |

|практическими и научными вопросами МЧП: |

|*Межд-ный институт унификации гос-ва и |

|права (УНИДРУА),*комиссия ООН по праву |

|межд-ной торговли (юнситрал),международная|

|торговая палата. |

|Межд-ный институт унификации гос-ва и |

|права образован в 1926 г. как орган лиги |

|наций. Его задачи: изучение средств и |

|способов унификации и сближения частного |

|праава гос-в илигрупп гос-в и постепенная |

|подготовка к принятию разными гос-ми |

|законод-ва, содержащего единообразные |

|нормы частного права. С этой целью |

|готовит: проекты законов и конвекций |

|направленных на принятие единообр-го |

|внутр-го зак-ва, готовит проекты |

|соглашений чтоб улучшить междунар-ные |

|отношения в обл-сти Частного |

|права,участвует в работе др.организ-ций |

|может устан-ть с ними деловые связи, |

|организует конференции и публикует |

|исследования кот-е соччтет для широкого |

|распространения. Межд-й институт |

|унифик-ции ЧП –межд-ная межправительст-ная|

|орг-ция . Ею приняты:Конвенция унидруа о |

|межд-ном факторинге, о межд финанс |

|лизинге. |

|Комиссия ООН по праву межд-ной торговли |

|(юнситрал) образована оон по инициативе |

|венгрии. Это спец орган для содействия |

|равитию межд-ной торговли, унификации |

|правил межд-ной торговли Ген ассамблеей |

|оон.На основе разработанных юнситрал |

|материалов были принятыКонв-ции ООН : о |

|дог-рах медж-ной купли-продажи товаров, об|

|исковой давности в этих дог-рах, о морской|

|перевозке грузови др. |

|Международная торговая палата основана в |

|1920г.Цели и задачи её по уставу: влияние |

|на все стороны межд-ной экономич-кой |

|деят-сти, торговлю,промышл-сть,транспорт и|

|финансы, содействие улцчшению условий |

|экономич-ких отношений между странами и |

|решению межд-ных экономич-ких |

|проблем.Деят-сть её –как |

|научно-исследоват-ского органа, ищет новые|

|пути,методы и способы организации, а также|

|внедрение новых технологий межд-ной |

|торговли.Имеет консультативный статус при |

|оон. У нее национальные подразделения |

|палаты. Национальные комитеты-независимые |

|неправительствееные и негосуд-ные орг-ции,|

|содействующие развиитию межд-ных торговых |

|отношений и всей мировой экономики.Осущ-ют|

|представительство в руководящем |

|совещательном органе и меют возможность |

|участия во всех сферах деят-сти, даже в |

|межд-ном арбитраже в парижеи комиссии по |

|видам предпр-ской деят-сти. МТП приняты |

|акты: международные правила толкования |

|торговых терминов ‘’Инкотермс’’, |

|унифицированные правила по инкассо. |

|№14.Гаагская конференция по межд-ому |

|частному праву. |

|Разработкой проектов конвенций в области |

|МЧП занимается также Гаагская конференция |

|по МЧП. Первая ее сессия была созвана |

|правительством Нидерландов в Гааге в 1893 |

|году по инициативе известного голландского|

|юриста Т. М. Ассера. В ней участвовали 13 |

|европейских гос-в, включая Россию. Всего |

|состоялось 15 обычных сессий Гаагской |

|конференции и 2 внеочередные, на кот-х был|

|принят ряд проектов соглашений в области |

|мчп. В 1951г был принят постоянный Статут |

|Гаагской конференции по мчп (вступил в |

|силу в 1955 г.). Статут действует для 38 |

|гос-в. Для Латвии вступил в силу с 11 |

|августа 1992 г. Согласно статуту, задачей |

|конференции является прогрессивная |

|унификация правил мчп (ст. 1). Сессии |

|конференции собираются, как правило, 1 раз|

|в 4 года (ст. 3). Подготовку их осущ-ют |

|Специальная гос-ная комиссия, созданная |

|Нидерландами, и Постоянное бюро |

|конференции. Наиболее значительными из |

|документов, принятых на сессиях |

|конференции начиная с 50-х годов, являются|

|Конв-ции в области гражд-го процесса. Это:|

|Конвенция по вопросам гражд-ого процесса |

|1954 года (СССР присоединился в 1966 г.); |

|К-я о вручении за границей судебных и |

|внесудебных документов по гражд-ким и |

|торговым делам 1965 года; Конвенция о |

|сборе за границей доказательств по |

|гражд-ким и торговым делам 1970 года; К-я |

|об облегчении доступа к правосудию за |

|границей 1980 года и др. С конвенциями по |

|процессуальным вопросам тесно связана |

|Конвенция, отменяющая требование |

|легализации иностр-х официальных док-тов |

|1961 г. 54 Участвуют 42 гос-ва. Для России|

|и Беларуси действует с 31 мая 1992 г. К |

|области семейного права относятся 10 из 29|

|Гаагских конвенций. Это — К-я о заключении|

|брака и признании его недействительным |

|1978 года; К-я о праве, применимом к |

|имуществу супругов, 1978 года; К-я о |

|признании развода и судебного разлучения |

|супругов 1970 года; К-я о праве, |

|применимом к алиментным обязательствам в |

|отношении детей, 1956 г; К-я о признании и|

|исполнении решений по делам об алиментных |

|обязательствах в отношении детей 1958 |

|года; К-я о компетенции и применимом праве|

|в отношении защиты несовершеннолетних 1961|

|г и ряд других конвенций о правовом |

|положении детей. Из конвенций в др |

|областях следует обратить внимание на К-ю |

|о коллизиях законов относительно формы |

|завещательных распоряжений 1961 г, К-ю о |

|праве, применимом к ответственности |

|изготовителя, 1973 г и некот-ые другие. На|

|сессии Гаагской конференции в 1964 г были |

|приняты Гаагская конвенция о единообразном|

|законе о заключении дог-ров о межд-ной |

|купле-продаже товаров и Гаагская конвенция|

|о единообразном законе о межд-ной |

|купле-продаже товаров. Но на конференции |

|были представлены в основном гос-ва Запада|

|и потому по по своему содержанию эти |

|Гаагские Конв-ции не носят в полной мере |

|универсального хар-ра. Гаагские К. 1964 г |

|шир применения не получили. |

|№ 15.Роль комиссии ООН по праву межд-ной |

|торговли в развитии международного |

|частного права. |

|Комиссия ООН по праву межд-ной торговли |

|(юнситрал) образована ООН по инициативе |

|Венгрии. Это спец орган для содействия |

|равитию межд-ной торговли, унификации |

|правил межд-ной торговли Ген ассамблеей |

|оон.На основе разработанных юнситрал |

|материалов были приняты Конв-ции ООН : о |

|дог-рах медж-ной купли-продажи товаров, об|

|исковой давности в этих дог-рах, о морской|

|перевозке грузови др. В 1966 году был |

|создан специальный орган — Комиссия ООН по|

|праву межд-ной торговли (ЮНСИТРАЛ). В |

|состав комиссии входят 36 гос-в. В ее |

|работе активное участие принимают |

|представители России. Как отмечалось в |

|резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 |

|декабря 1966 г., задача комиссии состоит в|

|том, чтобы содействовать «прогрессивному |

|согласованию и унификации правил межд-ной |

|торговли». На комиссию, в частности, |

|возложены подготовка новых между-ных |

|конвенций, типовых и единообразных законов|

|в области права межд-ной торговли, |

|содействие кодификации межд-ных торговых |

|обычаев, сбор и распространение информации|

|в этой области. В качестве первоочередных |

|комиссия определила следующие темы из |

|своей программы работы: межд-ная |

|купля-продажа товаров, межд-ные платежи, |

|коммерческий арбитраж- На основе |

|подготовленных проектов был принят ряд |

|конвенций. К их числу относятся Конвенция |

|ООН о дог-рах межд-ной купли-продажи |

|товаров. Конвенция об исковой давности в |

|межд-ной купле-продаже товаров. Конвенция |

|ООН о морской перевозке грузов (см. гл. |

|9), а также Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ|

|и Примирительный регламент ЮНСИТРАЛ. В |

|1985 году были приняты Типовой закон о |

|межд-ном торговом арбитраже. Конвенция о |

|межд-ном переводном и межд-ном простом |

|векселе (9 февраля 1988 г.). Генеральная |

|Ассамблея ООН по инициативе Венгрии |

|рассмотрела "меры, кот-ые должны быть |

|приняты для прогрессивного развития в |

|области мчп, в особенности с целью |

|содействия развитию межд-ной торговли". В |

|результате в 1966 году был создан |

|специальный орган Комиссия ООН по праву |

|межд-ной торговли (ЮНСИТРАЛ). |

|№16 Универсальные и региональные Конв-ции |

|в области международного частного права. |

|Двусторонние дог-ры. |

|В системе межд-го регулирования межд-ных |

|отношений выделяют 4 уровня: |

|Универсальный; Региональный; Двусторонний;|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.