скачать рефераты

МЕНЮ


Учебник по международному частному праву

Основ гражданского законодательства 1991 года. Напомним, что в данной

статье устанавливается отсылка к законам места совершения обычной

89

сделки. В ч. 2 этой статьи говорится о том, что «место совершения сделки

определяется по советскому праву». Фактически здесь прямо применена

квалификация привязки по закону суда. Можно привести и другой пример.

Согласно ст. 159 Основ, вопросы исковой давности решаются по праву страны,

применяемому для регулирования соответствующего отношения. В то же время

предусматривается, что «требования, на которые исковая давность не

распространяется, определяются по советскому праву».

Если говорить о вторичной квалификации, то есть о квалификации после

того, как уже применена коллизионная норма, то такая дальнейшая

квалификация должна осуществляться на основе той правовой системы, к

которой эта коллизионная норма отсылает. Применительно к исковой давности

из такого принципа исходила долголетняя практика Внешнеторговой арбитражной

комиссии при Торгово-промышленной палате СССР.

3. Один из самых сложных вопросов применения коллизионных норм — это

вопрос об обратной отсылке. Возникла эта проблема в международных

отношениях в связи с рядом судебных дел, рассматривавшихся еще в конце

прошлого века. Остановимся на одном из них.

Английский подданный, проживавший постоянно в Бельгии, составил

завещание, по которому завещал довольно крупную сумму какмм-то лицам.

Завещание составлялось им собственноручно и нигде не было заверено.

Наследники умершего оспорили его действительность. Дело в том, что

завещание было составлено по правилам английского закона, но нарушало

правила законодательства Бельки — страны, где проживал этот английский

подданный. В английском коллизионном праве говорится, что завещание должно

составляться по законам страны места нахождения лица. Таким образом,

английское право отсылает к бельгийскому. Если применить бельгийское право,

то нужно признать, что завещание недействительно.

Однако в бельгийском праве имеются не только материально-правовые нормы,

но и коллизионные нормы. Последние исходят из принципа закона гражданства.

Таким образом, само бельгийское право как бы отказывается от решения этого

вопроса, отсылая к английскому праву. Английское же право опять отсылает к

бельгийскому.

Как понимать отсылку к иностранному закону? Если ее понимать как отсылку

только к нормам материального права, то это означает неприменение доктрины

обратной отсылки. Если же ее понимать как отсылку к праву иностранного

государства в целом, то это означает принятие данной доктрины.

90

Законодательная практика и доктрина иностранных государств не дают

однозначного ответа на вопрос о применимости обратной отсылки и отсылки к

праву третьей страны. Закон о международном частном праве Польши признает

оба этих вида отсылок. Закон о международном частном праве Венгрии признает

отсылку к своему праву. Закон ФРГ не признает отсылку в области договорного

права, но признает в других случаях. Признается обратная отсылка по законам

о международном частном праве Австрии и Швейцарии. Доктрина обратной

отсылки не принята в Римской конвенции 1980 года о праве, применимом к

договорным обязательствам. В ст. 15 этой конвенции, носящей заголовок

«Исключение обратной отсылки и дальнейшей отсылки», предусматривается

следующее: «Под правом государства, подлежащим применению в соответствии с

настоящим соглашением, понимаются действующие в этом государстве правовые

нормы, за исключением норм международного частного права».

По этому вопросу в нашей юридической литературе были высказаны следующие

соображения. Проблема обратной отсылки—это одна из проблем применения

иностранного права, поскольку оно должно применяться в силу действия

коллизионных норм. Иностранное право применяется в России во всех случаях,

когда коллизионные нормы отсылают к иностранному праву. Если российский

закон отсылает к иностранному закону, а иностранный закон сам отказывается

от регулирования каких-либо отношений, нет оснований не применять в данном

случае российский закон.

Это положение о возможности принятия обратной отсылки было сформулировано

в литературе по международному частному праву в самом общем виде. Вместе с

тем в действующем законодательстве вопрос об обратной отсылке решен не

полностью.

Что же касается применения права к внешнеторговым сделкам, то на практике

было выражено отрицательное отношение к применению обратной отсылки.

При рассмотрении Внешнеторговой арбитражной комиссией иска английской фирмы

«Ромулус филмс лтд* к В/О «Совакспорт-

фильм» (см. гл. 1) возник следующий вопрос: договор о прокате советского

фильма «Спящая красавица» был заключен в Лондоне, и, следовательно, в

соответствии с коллизионной нормой ст. 126 Основ

91

к нему должно было применяться английское право. Однако ответчик, ссылаясь

на английские коллизионные нормы, доказывал, что они отсылают, в свою

очередь, к советскому праву. Арбитраж отверг этот довод ответчика, указав в

своем решении, в частности, следующее:

«Как бы ни решался этот вопрос по английскому коллизионному праву, принятие

обратной отсылки во всяком случае зависит от советского коллизионного

права», а последнее в соответствии с господствующей доктриной и практикой

не применяет «обратной отсылки при разрешении споров по внешнеторговым

сделкам, за исключением случаев, предусмотренных в заключенных СССР

международных до», говорах».

Вопрос об обратной отсылке получил отрицательное решение и при

регулировании внешнеторговой поставки в отношениях между странами — членами

СЭВ. Это нашло свое выражение в том, что в Общих условиях поставок СЭВ

прямо предусматривалось, что в отношениях сторон по поставкам товаров по

тем вопросам, которые не урегулированы контрактом или настоящими Общими

условиями, применяется «материальное право страны продавца», то есть, иными

словами, обратная отсылка исключалась.

Отрицательное отношение к применению обратной отсылки получило в России

законодательное закрепление в Законе о международном коммерческом арбитраже

1993 г. В соответствии с этим Законом третейский суд должен разрешать споры

в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве

применимых к существу спора. «Любое указание на право или систему права

какого-либо государства,— говорится в ст. 28 Закона,— должно толковаться

как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а

не к его коллизионным нормам».

4. В проекте Закона РФ о международном частном праве предусматривается

возможность применения как обратной отсылки, так и отсылки к праву третьей

страны. В то же время в проекте предусматривается, что правила не

применяются, во-первых, в случае, когда иностранное право применяется на

основании соглашения сторон, и, во-вторых, в случае, когда соглашение

сторон дает основание считать, что они имели в виду подчинить свои

отношения тому иностранному праву, которое подлежит применению в

соответствии с положениями Закона РФ о международном частном праве.

92

§ 5. ОГОВОРКА О ПУБЛИЧНОМ ПОРЯДКЕ

1. Действие коллизионной нормы, то есть, иными словами, применение

иностранного права, может быть ограничено путем использования оговорки о

публичном порядке. Согласно правилам, действующим в ряде стран, иностранный

закон, к которому отсылает коллизионная норма, может быть не применен и

основанные на нем права могут быть не признаны судами или иными органами

данного государства, если такое применение закона или признание права

противоречило бы публичному порядку данного государства.

Понятие публичного порядка (ordre public, public policy) отличается в

судебной практике и доктрине многих государств крайней неопределенностью;

более того, некоторые юристы на Западе утверждают, что неопределенность —

основной характерный признак этого понятия. Суды используют оговорку о

публичном порядке с целью ограничения, а иногда и полного отрицания

применения иностранного права, и прежде всего права страны другой социально-

экономической системы. Определение пределов применения этой оговорки во

многих государствах полностью предоставляется судейскому усмотрению.

Вследствие этой практики оговорка о публичном порядке превратилась в один

из типичных «каучуковых параграфов».

В ряде дел, рассмотренных в связи с признанием действия за рубежом

советских декретов о национализации, буржуазный суд вынужден был в силу

своих коллизионных норм применять советское право (см. гл. 7). Суд

рассуждал таким образом: мы должны применять советское право, и

национализированное имущество должно быть возвращено Советскому

государству, но это нарушает принцип частной собственности, а поскольку это

противоречит основам нашего закона, нужно применять оговорку о публичном

порядке и в силу данной оговорки не применять советское право. Такая

позиция суда чрезмерно расширяет понятие публичного порядка, практически

сводит на нет применение иностранного права. Из-за применения оговорки о

публичном порядке неоднократно наносился ущерб имущественным интересам

Советского государства.

Однако еще в 20-х годах в ряде своих решений (см.

93

гл. 7) буржуазные суды были вынуждены отвергнуть ссылки на противоречие

публичному порядку советских декретов о национализации (в Великобритании —

по делу Лютера — Сегора, в США — по делу о советском золоте).

Из практики судов Франции заслуживает внимания дело о картинах Пикассо,

рассмотренное в 1954 году судом департамента Сена. Несколько картин этого

художника были вывезены из СССР в Париж и выставлены в одном из французских

музеев. До революций картины принадлежали С. И. Щукину, затем были

национализированы и стали достоянием Советского государства. Иск был

предъявлен дочерью С. И. Щукина — Екатериной Щукиной-Келлер, которая

требовала признать ее право собственности на картины и просила наложить на

них арест. Иск был отклонен, причем французский суд в своем решении указал,

что французский публичный порядок в данном деле не был задет в такой мере,

чтобы требовалось принятие срочных мер, ибо эти картины были приобретены

уже много лет назад иностранным сувереном от его собственных граждан, на

его собственной территории и в соответствии с законами страны.

В аналогичном деле о картинах Матисса иск был предъявлен в 1993 году

другой дочерью С. И. Щукина — Ириной Щукиной-Келлер (см. подробнее в гл.

6). Суд также отклонил ссылку истца на то, что проведение национализации

без компенсации представляет собой нарушение французского публичного

порядка и поэтому акт национализации не может быть признан во Франции.

2. Наше законодательство исходит из того, что в некоторых случаях могут

быть установлены ограничения применения иностранного закона. Такие

ограничения содержит ст. 158 Основ гражданского законодательства 1991 года.

Эта статья предусматривает следующее: «Иностранное право не применяется в

случаях, когда его применение противоречило бы основам советского строя».

Статья 169 Кодекса о браке и семье РСФСР устанавливает, что «применение

иностранных законов о браке и семье или признание основанных на этих

законах актов гражданского состояния не может иметь места, если такое

применение или признание противоречило бы основам советского строя».

Следует обратить внимание на то, что в приведенных статьях говорится не о

случаях противоречия самого иностранного закона основам нашего строя, а о

противоречии этим основам применения иностранного закона. Приведем пример:

обычное право иностранного государства, допускающее полигамию, противоречит

основам

94

российского семейного права, но из этого не вытекает, что полигамные браки,

заключенные в стране, где они действительны, не могут порождать юридических

последствий, которые были бы признаны в России (требование об уплате

алиментов на содержание детей и т. п.).

Для нашей практики характерен крайне осторожный подход к вопросу об

использовании оговорки о публичном порядке, хотя возможность неприменения

иностранного права есть. Наличие принципиального различия между нашим

законом и законом другого государства не может само по себе быть основанием

для применения оговорки о публичном порядке, поскольку такое применение

этой оговорки могло бы привести к отрицанию применения в России права

иностранного государства вообще. Таким образом, речь может идти не о

противоречии между законами, а о тех отдельных случаях, «когда применение

иностранного закона,— как отмечал Л. А. Лунц,— могло бы породить результат,

недопустимый с точки зрения нашего правосознания». На практике наши

судебные и административные органы стараются не прибегать к этой оговорке.

Следует отметить, что случаи применения оговорки о публичном порядке к

внешнеторговым отношениям в нашей практике вообще не имели места, хотя эта

возможность и предусмотрена действующим законодательством. Таким образом,

широкое применение категории публичного порядка не соответствует задачам

международного частного права и снижает его роль в налаживании

сотрудничества государств с различными правовыми системами.

3. В современном международном частном праве широкое признание наряду со

ссылкой на оговорку о публичном порядке получила возможность неприменения

иностранного права со ссылкой на строго императивные нормы национального

права, которые должны пользоваться приоритетом перед нормами иностранного

права, подлежащего применению в силу коллизионных норм. Приведем в качестве

примера ст. 18 Закона о международном частном праве Швейцарии, согласно

которой императивные нормы швейцарского права в силу особого их назначения

применяются независимо от того, право какого государства подлежит

применению в соответствии с настоящим законом. Аналогичное правило преду-

95

смотрено в германском Законе о международном частном праве 1986 года (ст.

34).

Такое же правило в более расширенном виде вошло в текст Римской конвенции

1980 года о праве, применимом к договорным обязательствам. Согласно ст. 7,

«ничто в настоящей Конвенции не ограничивает применение норм права страны

суда в случаях, когда они являются императивными независимо от права,

применимого к договору».

Исходя из этой практики, в проект Закона РФ о международном частном праве

вошла статья, согласно которой положения законодательства РФ, имеющие

императивный характер, подлежат обязательному применению к договорным

отношениям независимо от избранного сторонами права.

§ 6. РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

1. Принцип наибольшего благоприятствования — один из основных принципов

торговых договоров, заключаемых с иностранными государствами. В силу

данного принципа иностранцы пользуются максимумом тех прав, которые

предоставлены лицам другого государства. Этим объясняется само выражение

«наибольшее благоприятствование». Указанный принцип состоит в том, что .

иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в

иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или

будет предоставляться в будущем юридическим и физическим лицам третьей

страны. Тот' режим в области торговли, мореплавания, правового положения

иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с

которым заключен торговый договор, будет применяться и к любому другому

государству, с которым также заключен торговый договор на основе принципа

наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого принципа

создаются равные условия для всех' иностранных государств и их организаций

и фирм в от-:' ношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены

торговым договором.

96

Принцип наибольшего благоприятствования отличается от принципа

недискриминации (см. гл. 1). Если в силу принципа недискриминации каждое

государство имеет право требовать от других государств условий таких же,

какими пользуются все государства, то есть общих и одинаковых для всех, то

в силу принципа наибольшего благоприятствования создаются наиболее

привилегированные, благоприятные условия.

Принцип наибольшего благоприятствования всегда устанавливается в

договорном порядке, а принцип недискриминации не нуждается в договорном

оформлении. Это — общее правило, вытекающее из равенства государств. В то

же время введение в торговый договор оговорки о наибольшем

благоприятствовании препятствует проведению дискриминационных мер.

В прошлом на Западе имели место попытки обосновать отказ от применения

принципа наибольшего благоприятствования в отношениях с социалистическими

странами ссылками на то, что этот принцип неприменим в данном случае

потому, что планирование и система государственной монополии внешней

торговли в этих странах якобы приводят к ограничениям в торговле со

странами Запада. В действительности система внешней торговли и, в

частности, планирование импорта и экспорта применялись социалистическими

странами, включая СССР, без дискриминации ко всем странам, на одинаковой

правовой основе. Программы импорта и экспорта товаров отражали при этом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.