скачать рефераты

МЕНЮ


Учебник по международному частному праву

подлиннике считаются имеющими высшее образование наравне с лицами,

окончившими высшие учебные заведения на территории РФ. Документы об

окончании высших учебных заведений, полученные за границей, имеют

юридическую силу в РФ и не подлежат обмену на дипломы установленного в РФ

образца.

§ 3. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ

Положение российских граждан за рубежом определяется как

законодательством страны их местопребывания, так и нашим законодательством.

Большое значение в этом отношении имеют положения международных договоров

РФ с иностранными государствами» Предоставление в договорном порядке на

основе взаимности определенного режима ставит своей целью предотвращение

какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их

правового положения в одностороннем порядке.

Граждане РФ за границей пользуются защитой я

114

покровительством Российской Федерации. Это предусматривает Конституция РФ.

Консульский устав СССР устанавливает, что «консул обязан принимать меры к

тому, чтобы... граждане СССР пользовались в полном объеме всеми правами,

предоставленными им законодательством государства пребывания и

международными договорами, участниками которых являются СССР или союзная

республика и государство пребывания, а также международными обычаями» (ст.

23). В случае, если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав

советских граждан, он должен принять меры для восстановления нарушенных

прав.

Может ли российский гражданин иметь за границей те имущественные права,

которые нашему праву неизвестны или которые у нас прямо не признаются?

Вправе ли он иметь, например, право собственности на недвижимость (здания,

земельные участки)? В Советском государстве советский гражданин не мог

осуществлять права собственника на земельный участок, поскольку в Советском

Союзе не было права личной собственности на землю. Земля находилась в

исключительной собственности государства. Что же касается имущественных

прав советских граждан за границей, то они могли пользоваться там всеми

имущественными правами, предоставленными соответствующими иностранными

законами, хотя эти права и были неизвестны советскому законодательству.

Бще в разъяснении Народного комиссариата юстиции РСФСР 1923 года

отмечалось: «Гражданин РСФСР может за границей владеть на праве

собственности сельскими м городскими земельными участками, домами и дачами,

промышленным и торговым предприятием» и вообще владеть любой собственностью

без соблюдения ограничений, установленных Гражданским кодексом РСФСР.

В советской практике в первые годы после создания Советского государства

возник вопрос, Moiyr ли советское дипломатическое представительство и

другие органы Советского государства за границей защищать имущественные

права советских граждан, принимать меры по защите таких прав, которые в

Советском государстве советский гражданин в силу советских законов

осуществлять не может. Этот вопрос был решен рядом циркуляров Народного

комиссариата по иностранным делам, которые сохранили свое значение до наших

дней.

В циркуляре № 329 НКИД 1925 года говорилось следующее:

«Советский гражданин может за пределами Союза .осуществлять права,

основанные на иностранных законах». В циркуляре указыва-

115

лось, что советский гражданин может осуществлять право собственности на

землю, если такое право собственности в данном государстве признается. Это

означало, что те права, которые возникают под действием иностранных

законов, должны осуществляться и советскими гражданами на равных основаниях

с местными гражданами или другими иностранцами.

В циркуляре № 42 НКИД от 12 апреля 1922 г. разъяснялось, что факт

непризнания того или иного права советским законодательством не

препятствует Советскому правительству защищать такое право за границей.

Однако осуществление этого права не должно нарушать основы социалистической

морали, противоречить господствующему в СССР социалистическому

правосознанию: «Пределы, до каких может простираться защита подобных прав,

определяются вместе с тем и общими основами правосознания Советского

государства». Не могут быть взяты под защиту все права — ото должно

составлять предмет отдельной оценки в каждом конкретном случае».

Законодательство России о собственности существенным образом отличается

от ранее действовавшего законодательства СССР. Было введено право частной

собственности. Уже Законом о собственности в РСФСР 1990 года было

установлено, что гражданин вправе приобрести для ведения

сельскохозяйственного производства, а также строительства жилого дома,

садоводства и огородничества земельные участки, в собственность или во

владение (ст. 12). Однако, несмотря на это, приведенные выше циркуляры

имеют не просто историческое значение. Из них можно сделать следующие

выводы: 1) поскольку объем прав собственника, по общему правилу,

определяется законом места нахождения вещи, российский гражданин может

осуществлять в отношении своего имущества все правомочия, которые

установлены иностранным законом, и пользоваться защитой со стороны местных

органов; 2) всякая попытка ограничить имущественные права российских

граждан и лишить их законной защиты не может 'рассматриваться иначе, как

дискриминация.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Какими законодательными актами определяется гражданская

правоспособность иностранца в РФ?

2. Какое значение имеет факт постоянного проживания иностранца в РФ для

предоставления ему определенных прав?

3. Как определяется гражданская правоспособность российских граждан за

рубежом?

116

ГЛАВА 5

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

§ 1. Участие юридических лиц в международных хозяйственных отношениях и

определение их государственной принадлежности. § 2. Иностранные юридические

лица в РФ. § 3. Правовое положение российских юридических лиц за границей.

8 4- Правовые формы совместной хозяйственной деятельности. § 5. Правовое

положение предприятий с иностранными инвестициями в РФ

ЛИТЕРАТУРА

Перетерский И. С., Крылов С. Б. Международное частное право.— С. 82—93;

Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть.— С. 41—73;

Лунц Л. А., Марышееа Н. И; Садиков О. Н. Международное частное право,—С.

90—110; Корецкий В. М. Очерки англо-американской доктрины и практики

международного частного права.— С. 197—395; Ладыженский А. М. Теория

национальности юридических лиц в международном частном праве//Сов.

ежегодник международного права. 1964—1965.— М, 1966.— С. 260—275; Ген-kuh

Д. М. Правовое положение советских экспортных и импортных объединений за

границей//Проблемы международного частного права.— М., I960.— С. 3—28;

Вознесенская Н. Н. Совместные предприятия как форма международного

экономического сотрудничества.— М., 1989; Совместные предприятия,

международные объединения и организации на территории СССР. Нормативные

акты и комментарии/ / Под ред. А. Д. Голубева,— М., 1989; Правовое

положение совместных предприятий в СССР.— М., 1988; Богуславский М. М;

Орлов Л. Н. Законодательство о совместных предприятиях. Комментарий.— М.,

1993; Ляликова Л. А. Транснациональные корпорации и проблема определения их

национальности//Сов. ежегодник международного права. 1981.— М., 1982.— С.

256—269.

§ 1. УЧАСТИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ И

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

1. В современных условиях хозяйственная деятельность юридических лиц не

ограничена пределами одного

117

государства, причем число таких юридических лиц все время возрастает.

Экспорт капитала приводит к тому, что предприятия, созданные в одном

государстве, принадлежат полностью или частично компаниям другого

государства. Основная деятельность крупных монополий осуществляется вообще

в нескольких странах.

В современной экономической литературе международные монополии,

деятельность которых охватывает многие важные сферы мирового хозяйства,

делятся обыч-' но на несколько групп.

В первую из них входят национальные общества, тресты, компании, имеющие

за рубежом многочисленные филиалы, а также дочерние общества. Речь идет,

таким образом, о монополиях, национальных по своему капиталу, но

международных по сфере деятельности. К числу таких транснациональных

корпораций США принадлежат «Дженерал моторз», «Форд моторз», «Интер-нэшнл

бизнес мэшинз» и др. В европейских капиталистических странах крупнейшими

международными монополистическими корпорациями являются «Фольксваген»

(ФРГ), «Филипс» (Нидерланды), «Бритиш петролеум», «Империал кэмикал

индастриз» (Великобритания), «Сименс» (ФРГ), «Нестле» (Швейцария).

Ко второй группе транснациональных корпораций относятся тресты и

концерны, которые являются международными не только по сфере деятельности,

но и по капиталу. В отличие от монополий первой группы, они принадлежат

капиталу нескольких государств. Таковы, например, англо-голландские

концерны — нефтяной «Ройял датч-Шелл» и химико-пищевой «Юнилевер», англо-

американо-канадский никелевый трест «Интер-нэшнл никл компани оф Кэнада»,

бельгийско-франко-люксембургский металлургический концерн «Арбед», германо-

бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт», англо-итальянский

концерн резинотехни— ческих изделий «Данлоп-Пирелли». ^

Общим для этих" двух групп является то, что те и другие монополии созданы

как юридические лица одного государства. В других странах и те и другие

монополии имеют многочисленные филиалы, отделения, а также дочерние

общества.

Наконец, к третьей группе международных монополий относятся многочисленные

картели и синдикаты*

118

объединения производственного и научно-технического характера, юридическими

лицами не являющиеся.

С правовой точки зрения монополии (речь идет о первых двух группах) не

являются международными юридическими лицами, хотя термин «международный»

применяется и в официальном названии некоторых из них.

Тенденция развития транснациональных корпораций США такова, что от

участия и контроля над западноевропейскими предприятиями они все чаще

переходят к превращению их в свою собственность. Экономически и политически

это ведет к более глубокому воздействию американского капитала на экономику

Западной Европы, а юридически — к образованию в европейских странах

юридических лиц, формально самостоятельных, но полностью принадлежащих

американской компании, часто с одноименным названием, например «Дрессер

Франс» (Франция), «форд АГ Кёльн» (ФРГ).

Монополии используют для полностью принадлежащих им компаний форму

самостоятельного юридического лица страны места нахождения, для того чтобы

распространить на них действие местного законодательства, и в первую

очередь налогового, если его требования являются более льготными для

«отечественных» компаний, чем для иностранных.

В других случаях монополии, и прежде всего транснациональные, создают в

иностранных государствах свои филиалы. Филиалы не наделяются правами

самостоятельных юридических лиц. Таким образом, наиболее характерной

особенностью ТНК является несоответствие между экономическим содержанием,

экономической сущностью и юридической формой; экономическое единство

оформляется юридической множественностью (юридические лица местного права,

филиалы и т. д.), что служит интересам собственников ТНК. Хартия

экономических прав и обязанностей государств 1974 года предусматривает, что

каждое государство имеет право в пределах действия своей юрисдикции

регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций. В

этой хартии, принятой в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, точно так

же как в проекте разработанного Кодекса поведения ТНК, отразилось

стремление развивающихся стран оградить- свою эко-

119

номику от пагубного влияния транснациональных корпораций.

Еще одной распространенной формой экспорта капитала является организация

смешанных обществ (на паях с местным капиталом или с фирмами различных

государств). Под смешанными обществами в международном частном праве обычно

понимаются торговые общества или производственные предприятия, капитал

которых принадлежит юридическим лицам или гражданам различных государств.

Международными юридическими лицами современная западная доктрина признает

те юридические лица, которые созданы либо непосредственно в силу

международного договора (например. Международный банк реконструкции и

развития — МБРР, Европейское общество химической обработки облученных

горючих материалов — «Еврохемик»), либо на основании внутреннего закона

одного или двух государств, принятого в соответствии с международным

договором (Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного

оборудования — «Еврофирма», Банк международных расчетов — БМР).

В советской юридической литературе понятие международного юридического

лица было применено к международным банкам стран — членов СЭВ —

Международному банку экономического сотрудничества (МВЭС) и Международному

инвестиционному банку (МИБ)

2. В целом ряде случаев важно установить, к какому государству

принадлежит то или иное юридическое лицо. Например, если в торговом

договоре указывается, что юридическим лицам договаривающегося государства

предоставляется режим наибольшего благоприятствования или же национальный

режим, то необходимо определить, какие юридические лица могут

рассматриваться как юридические лица данного государства.

В международных отношениях часто возникает необходимость дипломатической

защиты иностранных граждан, причем такая защита имеет место в отношении не

только граждан (физических лиц), но и юридических лиц.

Из этого положения исходило и советское законодательство. Консульский

устав СССР предусматривал,! что консул обязан принимать меры к тому, чтобы

совет- т

120

ские юридические лица пользовались в полном объеме всеми правами,

предоставленными им законодательством государства пребывания,

соответствующими международными договорами и международными обычаями (ст.

23). Консул обязан принимать меры для восстановления нарушенных прав

юридических лиц.

В международных отношениях возникает множество правовых вопросов,

касающихся юридического лица, которые нужно решить. Например, в одном

государстве какое-то образование признается юридическим лицом, а в другой

стране такое же образование рассматривается не как юридическое лицо, а как

простая совокупность физических лиц. Так, английский «партнер-шип» (полное

товарищество) по английскому праву не является юридическим лицом, по

французскому же праву аналогичное образование считается юридическим лицом.

Для того чтобы установить, является ли то или иное образование

юридическим лицом, необходимо выяснить, к какому государству это

образование относится.

Классическая- доктрина международного частного права определяла личный

закон образования (объединения) в зависимости от его государственной

принадлежности, «национальности».

Этот закон отвечает на вопрос, является ли то или иное образование

юридическим лицом. Если личным законом товарищества, о котором говорилось

выше, будет английский закон, тогда такое товарищество не признается

юридическим лицом. В случае же, когда установлено, что личным законом

является французский закон, это образование будет рассматриваться как

юридическое лицо.

Личным законом (статутом) юридического лица определяются такие правовые

вопросы, как объем правоспособности, порядок ликвидации юридического лица.

Личный закон юридического лица определяется его национальностью. Термин

«национальность» в международном частном праве применяется к юридическим

лицам условно, в ином смысле, чем он применяется к гражданам. Под

национальностью юридического лица понимается принадлежность юридического

лица к определенному государству. В праве Великобритании и США

121

господствующим критерием для определения национальности юридического лица

является место его учреждения, то есть закон того государства, где

юридическое лицо создано и утвержден его устав. Английские авторы называют

такой закон законом инкорпорации. При этом если юридическое лицо учреждено

в Великобритании и там зарегистрирован его устав, то считается, что это

юридическое лицо английского права (принцип инкорпорации).

В континентальных государствах Западной Европы применяются другие

принципы определения национальности юридического лица. Господствующая

тенденция сводится к тому, что в качестве критерия для установления

национальности юридического лица применяют закон места нахождения

юридического лица. Под местом нахождения юридического лица понимается то

место, где находится правление этого юридического лица. Такой принцип

принят, в частности, во Франции и ФРГ.

В литературе по международному частному праву был выдвинут и третий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.