скачать рефераты

МЕНЮ


Учебник по международному частному праву

Однако если место жительства родителей или одного из них находится на

территории одного договаривающегося государства, а место жительства ребенка

— на территории другого, то правоотношения между родителями и детьми

регулируются законом того государства, гражданином которого является

ребенок. Если, например, отец — российский гражданин проживает в РФ, а

ребенок — российский гражданин живет в ПР, то обязанности отца, включая

обязанность выплачивать алименты, определяются российским правом. В целях

большей гарантии обеспечения интересов детей в договорах с Венгрией,

Болгарией и Польшей есть правило, позволяющее применить закон страны места

жительства ребенка, если законодательство этой страны является для него

более благоприятным. Договор с СРВ предусматривает по делам о взыскании

алиментов с родителей в пользу детей и с совершеннолетних детей в пользу

родителей применение законодательства страны, на территории которой

312

имеет место жительства лицо, претендующее на получение алиментов.

Таким образом, российская гражданка может обратиться в наш суд с иском о

взыскании алиментов на содержание ребенка, если отец ребенка — иностранный

гражданин проживает в РФ или в стране, с которой имеется договор о правовой

помощи, предусматривающий взаимное исполнение судебных решений. Более

сложное положение возникает в тех случаях, когда отец ребенка проживает в

стране, с которой такого договора нет (см. гл. 17). В соответствии с

постановлением № 67 Совета Министров СССР от 25 января 1989 г. была

установлена выплата временных пособий на каждого ребенка, если лицо,

обязанное к уплате алиментов, постоянно проживает на территории

иностранного государства, с которым у СССР отсутствует договор о правовой

помощи.

Правоотношения между ребенком, родившимся от лиц, не состоящих в

зарегистрированном браке, и его матерью и отцом определяются

законодательством той договаривающейся стороны, гражданином которой

является ребенок.

§ 6. УСЫНОВЛЕНИЕ

Согласно Конвенции о правах ребенка 1989 года, «Государства-участники,

которые признали и/или разрешают существование системы усыновления,

обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном

порядке, и они:

a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только

компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми

законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной

информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно

родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется,

заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на

основе такой консультации, которая может быть необходимой;

b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в

качестве альтернативного способа

313

ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или

помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или

усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране

происхождения ребенка является невозможным;

c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране

применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении

усыновления внутри страны;

d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в

случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к

получению неоправданных финансовых выгод, связанных с этими лицами (ст.

21)».

Статья 165 Кодекса о браке и семье допускает усыновление в РФ

иностранными гражданами детей, являющихся как российскими гражданами, так и

иностранными, проживающими в РФ. Такое усыновление производится по

российскому законодательству. Правила усыновления детей — российских

граждан иностранцами на территории РФ устанавливаются законодательством

республик.

Усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации,

иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в

порядке, установленном Кодексом о браке и семье, при условии получения на

это усыновление разрешения соответственно высшего исполнительного органа

власти республики в составе Российской Федерации, автономной области,

автономного округа, администрации края, области, городов Москвы и Санкт-

Петербурга.

Усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации и

проживающих вне пределов Российской Федерации, производится в консульском

учреждении Российской Федерации. При этом, если усыновители не являются

гражданами Российской Федерации, для усыновления детей, являющихся

гражданами Российской Федерации, необходимо получить разрешение

федерального органа исполнительной власти, занимающегося вопросами опеки и

попечительства в отношении несовершеннолетних, а в отношении

несовершеннолетних, проживавших ранее на территориях республик в составе

Российской Федерации,— республиканских ор-314

ганов исполнительной власти, занимающихся вопросами опеки и попечительства

в отношении несовершеннолетних.

Действительным признается также усыновление детей, являющихся гражданами

Российской Федерации, произведенное в соответствующих органах государства,

на территории которого проживают дети, при условии предварительного

получения на это усыновление разрешения федерального органа исполнительной

власти, занимающегося вопросами опеки и попечительства в отношении

несовершеннолетних, а в отношении несовершеннолетних, проживавших ранее на

территориях республик в составе Российской Федерации,— республиканских

органов исполнительной власти, занимающихся вопросами опеки и

попечительства в отношении несовершеннолетних.

Посредническая деятельность негосударственных организаций и частных лиц

по содействию в усыновлении детей не допускается, за исключением

организаций иностранных государств, уполномоченных соответствующими

органами этих государств и аккредитованных федеральным органом

исполнительной власти, занимающимся вопросами опеки и попечительства в

отношении несовершеннолетних. Порядок аккредитации определяется Советом

Министров — Правительством Российской Федерации (ст. 1б51 Кодекса о браке и

семье) .

Были установлены определенные гарантии обеспечения в случаях усыновления

интересов ребенка. Согласно ст. 165 , ребенок, являющийся гражданином

Российской Федерации, может быть усыновлен иностранным гражданином в

случае, если по законодательству принимающего государства он будет признан

в качестве законного члена семьи усыновителя и пользоваться равными с

другими членами его семьи правами, а также при условии, что

законодательство принимающего государства гарантирует этому ребенку

предоставление прав в не меньшем объеме, чем законодательство Российской

Федерации.

Усыновитель должен представить документы, свидетельствующие о его праве

на усыновление в соответствии с законодательством государства, гражданином

которого он является.

315

В этот кодекс в 1993 году были внесены изменения и дополнения,

направленные на ограничение случаев усыновления российских детей

иностранными гражданами. Это было вызвано следующими обстоятельствами: если

осенью 1991 года иностранными гражданами было усыновлено лишь несколько

российских детей, то на 1 ноября 1992 г. эта цифра уже выросла до 600

детей. При этом зачастую нарушаются положения Конвенции ООН по правам

ребенка, преследуется коммерческая выгода, фальсифицируются диагнозы

болезней.

Согласно ст. 165 Кодекса о браке и семье РСФСР (в редакции Закона 1993

г.), усыновление детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами

на территории России может производиться только в Случаях, если этих детей

не представилось возможным передать на усыновление, под опеку или

попечительство лицам, состоящим с ними в родственных отношениях, независимо

от гражданства указанных лиц, или гражданам Российской Федерации.

При решении вопроса об усыновлении органы опеки и попечительства

учитывают этническое происхождение ребенка, его религиозную и культурную

принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности

воспитания.

Усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации,

иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в

соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе

Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами

Российской Федерации.

Усыновление российского гражданина за границей производится консулом по

российским законам.

В связи с этим возникает вопрос о том, в каких случаях усыновление,

произведенное за границей в соответствии с действующими там законами, может

быть признано в РФ.

Усыновление ребенка — российского гражданина, проживающего за границей,

которое произведено в органах государства, на территории которого проживает

ребенок, признается действительным в РФ при условии, что было

предварительно получено разрешение на такое усыновление от уполномоченного

на то органа. Таким

316

образом, для признания усыновления необходимо соблюдение разрешительного

порядка, установленного для случаев усыновления российских детей

иностранцами.

В отношениях между другими странами действуют следующие правила договоров о

правовой помощи:

1) усыновление или его отмена производятся по законам того государства,

гражданином которого является усыновитель; 2) дела об усыновлении относятся

к юрисдикции органов государства, гражданином которого является

усыновитель; 3) при разном гражданстве усыновителя и усыновляемого

необходимо получить разрешение компетентного органа государства,

гражданином которого является усыновляемый.

Согласно консульским конвенциям с некоторыми государствами (например, с

Болгарией), консул имеет право оформлять усыновление в соответствии с

законодательством представляемого государства и договором о правовой

помощи. По другим конвенциям (например, с Австрией) предусмотрено, что

консулы имеют право производить усыновление, когда усыновитель и

усыновляемый являются гражданами государства, назначившего консула.

Действительность такого акта усыновления, совершенного в стране пребывания

консула, будет определяться исключительно законами этой страны.

§ 7. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Если в России проживает душевнобольной или слабоумный иностранец, который

не может понимать значения своих действий или руководить ими, или же

малолетний иностранец (т. е. не достигший 15 лет), не имеющий законных

представителей, которые защищали бы его интересы, то над таким лицом может

быть установлена опека. Попечительство учреждается над лицами, которые не

могут сами защищать свои права. Опека и попечительство над российскими

гражданами, проживающими в РФ, устанавливаются российскими органами по

российскому законодательству (ст. 166 Кодекса о браке и семье).

За границей опека и попечительство над российскими гражданами могут быть

установлены консулом. Согласно ст. 33 Консульского устава СССР, «консул

принимает

317

меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его

консульском округе несовершеннолетними гражданами СССР, которые остались

без родительского попечения.

Консул принимает меры к установлению опеки и попечительства также над

совершеннолетними гражданами СССР, которые по состоянию здоровья не могут

самостоятельно осуществлять свои права и выполнять своя обязанности».

Опека (попечительство) над российскими гражданами, проживающими вне

пределов РФ, устанавливается по российскому законодательству. Когда же

опека (попечительство) установлена над российским гражданином, проживающим

вне пределов РФ, по законам соответствующего государства, она признается

действительной в РФ, если против установления опеки (попечительства) или

против ее признания не было возражений консульского учреждения РФ.

Опека (попечительство), установленная над иностранными гражданами вне

пределов РФ по законам соответствующих государств, признается

действительной в РФ Приведенные выше правила содержатся также в ст. 166

Кодекса о браке и семье.

Консульские конвенции, заключенные СССР (РФ), предусматривают

осуществление консулами соответствующих функций в области опеки и

попечительства. Согласно одним конвенциям (например, с США,

Великобританией, Финляндией), консулы могут предлагать судам или другим

компетентным властям страны своего пребывания лиц для назначения в качестве

опекунов или попечителей для граждан государства, назначившего консула.

Согласно консульской конвенции СССР с КНР, консул рекомендует такое лицо в

соответствии с законодательством страны своего пребывания. В других

консульских конвенциях (например, с СРВ) предусматривается, что консулы

могут назначать опекунов и попечителей для граждан государства,

назначившего консула, а также имеют право наблюдать за действиями опекунов

и попечителей.

Более подробные правила, связанные с установлением опеки и

попечительства, имеются в договорах о правовой помощи, заключенных с рядом

стран. Эти договоры устанавливают следующие правила: 1) по делам опеки

318

и попечительства компетентные учреждения того государства, гражданином

которого является лицо, находящееся под опекой или попечительством; 2) при

установлении опеки и попечительства применяются законы государства,

гражданином которого является лицо, которое должно быть взято под опеку

или над которым должно быть установлено попечительство; 3) если это лицо

проживает на территории другого государства, то осуществление опеки или

попечительства может быть передано органом страны его гражданства органу

страны его проживания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Какое право применяется при заключении браков российских граждан с

иностранцами в РФ?

2. Что понимается под консульскими браками?

3. Какие правила, касающиеся расторжения браков, установлены в договорах

о правовой помощи, заключенных РФ с другими странами?

4. Признается ли в РФ расторжение брака, совершенного за рубежом?

5. Право какой страны применяется к отношениям родителей и детей?

6. В каком порядке осуществляется усыновление ребенка — российского

гражданина, проживающего за границей?

ГЛАВА 15

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

§ 1. Коллизии законодательства в области наследования. § 2. Наследственные

права иностранцев в РФ. § 3. Наследственные права российских граждан за

границей

ЛИТЕРАТУРА

Перетерский И. С; Крылов С Б. Международное частное право. С. 173—187; Лунц

Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть.— С. 410—440;

Лунц Л. А., Марышева И. И; Садиков О. Н. Международное частное право.— С.

240—247; Рубанов А. А. Наследование в международном частном праве

(отношения СССР с капиталистическими странами).— М., 1966; Рубанов А. А.

Наследование в международном частном праве (отношения между

социалистическими странами).— М., 1972; Рубанов А. А. Заграничные

наследства (отношения между социалистическими и капиталистическими

странами).— М., 1975.

§ 1. КОЛЛИЗИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ

Число наследственных дел с иностранным элементом во второй половине XX

века все время увеличивалось, что явилось косвенным последствием миграции

населения во всем мире в конце прошлого и начале нынешнего века. Так, из

Европы в период 1901—1910 годов выехало 12377 тыс., а в период 1911—1920

годов — 8852 тыс. человек.

Переселенцы часто связаны родственными отношениями с отдельными

гражданами страны своего происхождения, что и служит основой для

возникновения дел о наследовании. Таким образом, наследственные

320

дела с иностранным элементом — это неизбежное следствие перемещения

населения.

Разнообразие практики в этой области и сложности, возникающие при

разрешении конкретных наследственных дел, объясняются значительными

различиями, которые есть во внутреннем законодательстве в области

наследственного права. Это проявляется в том, что в разных странах

неодинаково определяется круг наследников по закону и по завещанию;

устанавливаются различные требования, предъявляемые к форме завещания;

существуют различные системы распределения наследственного имущества и т.

д.

При наследовании по закону в самом законе конкретно предусматривается,

кто является наследником и в какой очередности призывается к получению

наследственного имущества.

Так, наследниками первой очереди в России являются дети, переживший

супруг и родители умершего. К категории наследников второй очереди

относятся братья и сестры умершего. Сначала призываются к наследованию

наследники первой очереди. Если таких нет, то призываются наследники второй

очереди. К числу наследников по закону относятся также нетрудоспособные

лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти.

Эти наследники наследуют наравне с наследниками той очереди, которая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.