Учебник по международному частному праву
ответственности по его обязательствам, оно, в отличие от торгпредства, не
пользуется иммунитетами. В ходе проведения экономических реформ в нашей
стране право осуществления внешнеэкономической деятельности получили
государственные промышленные предприятия. В отношении их полностью
действует принцип раздельной ответственности государства и юридического
лица. Имущество объединения не пользуется иммунитетом в отношении
предварительного обеспечения иска или принудительного исполнения решения
только в том'случае, если речь идет об обязательствах самого объединения
или предприятия. Если же истец требует наложить арест на имущество
объединения по претензиям не к данному объединению, а к каким-либо другим
государственным юридическим лицам или к самому государству, то на такое
имущество взыскание обращено быть не может. Российское государство в
отношении такого рода взысканий может ссылаться на иммунитет
государственной собственности, поскольку речь уже будет идти о взыскании в
отношении государственного имущества вообще, вне зависимости от того, в
чьем управлении это имущество находится.
Таким образом, государственная собственность, находящаяся в хозяйственном
ведении или в оперативном управлении государственных юридических лиц, не
пользуется иммунитетом в тех случаях, когда она рассматривается как предмет
взыскания по иску к такому юридическому лицу. Если же арест накладывается
на это иму-
7*
195
щество как на собственность государства, в чем бы она ни заключалась и где
бы она ни находилась, то подобная собственность уже не выделяется из общего
фонда государственной собственности. В этом случае такой собственности как
собственности государства присущ иммунитет.
В ином положении находятся государственные юридические лица,
финансируемые- из государственного бюджета и осуществляющие определенные
государственные или публично-правовые функции. В решении французского суда
о картинах Матисса из музеев имени А. С. Пушкина и Государственного
Эрмитажа (см. выше гл. 6) было обращено внимание на то, что картины,
находящиеся в этих музеях, относятся к федеральной собственности
государства, а сами музеи осуществляют публичные функции. Поэтому, как
считал суд, музеи должны пользоваться судебным иммунитетом и иммунитетом от
принудительного исполнения на равных основаниях с государством — Российской
Федерацией.
5. Вопрос об иммунитете собственности иностранного государства часто
возникает в связи с иммунитетом государственных судов, используемых для
торговых целей. Наша доктрина исходит из необходимости признания такого
иммунитета. Кодекс торгового мореплавания СССР предусматривает, что на
суда, находящиеся в собственности Советского государства, не может быть
наложен арест или обращено взыскание без согласия Совета Министров СССР
(ст. 20). Эта норма действующего в РФ закона должна уважаться и за
границей, поскольку правовое положение морского судна определяется законом
государства, под флагом которого оно плавает. В обязанности консулов РФ
входит следить за тем, чтобы судам предоставлялись в полном объеме права и
иммунитета в соответствии с законодательством государства пребывания и
международными договорами, участниками которых являются РФ и государство
пребывания .консула. К числу таких договоров относится, в частности,
договор о торговом судоходстве между СССР и Великобританией 1968 года.
Согласно протоколу к договору от 1 марта 1974 г., морские суда и грузы,
принадлежащие на праве собственности одному государству, «не будут
подлежать задержанию или аресту в связи с исполнением любого решения суда»
другого государства. Одна- ,
,196
ко государство-собственник будет принимать в этих случаях необходимые
административные меры для исполнения таких решений (ст. 2 протокола).
6. Особый режим предоставляется имуществу иностранного государства и в
области налогообложения. Это закреплено как во внутреннем законодательстве
государств, так и в различных международных соглашениях. Например, в США на
основании закона № 846 от 24 декабря 1942 г. находящаяся в округе Колумбия
(т. е. в Вашингтоне) собственность, которая принадлежит иностранному
правительству и используется для официальных целей или в качестве
резиденции главы дипломатической миссии, освобождается от общего и
специального налогообложения. Обложение налогом недви-жимостей,
принадлежащих иностранным правительствам и используемых в консульских
целях, находится в США в компетенции местных властей. В одних штатах
освобождение от уплаты налогов на собственность, принадлежащую иностранному
правительству, предоставляется на началах взаимности, в других — только в
соответствии с договорами, заключенными США с другими государствами.
В решениях судов США отмечалось, что в силу принципа иммунитета к
иностранным правительствам не могут предъявляться иски по поводу
налогообложения их собственности, находящейся в США.
Согласно ст. 21 Консульской конвенции между СССР и США от 1 июня 1964 г.,
недвижимая собственность в США, принадлежащая Советскому государству и
используемая для дипломатических или консульских целей, подлежит
освобождению от всех федеральных, штатных и местных налогов.
Это положение нашло подтверждение в решении одного из американских судов.
Предметом рассмотрения суда был вопрос о налогообложении здания,
принадлежавшего СССР и использовавшегося как резиденция постоянного
представительства-СССР при ООН. Местные власти г. Гленкова сделали попытку,
вопреки тому, что эта собственность принадлежит иностранному суверену,
подвергнуть ее в 1969 году налогообложению. В предшествующие годы
налогообложение не производилось. 7 января 1971 г. окружной суд Восточного
округа штата Нью-Йорк по делу правительства США против г. Гленкова вынес
решение, согласно которому собственность постоянного представительства СССР
при ООН в Гленкове в силу ст. 21 Консульской конвенции между США и СССР не
подлежит налогообложению. В 1978 году в США было установлено
налогообложение в отно-
197
шении собственности иностранного государства, используемой для коммерческих
целей.
Отметим, что любые российские организации, приобретая за рубежом
недвижимое имущество, а также беря в аренду земельные участки, не должны
руководствоваться законодательством страны места нахождения имущества. Они
обязаны самым тщательным образом выполнять предписания этого
законодательства (правила регистрации земельных участков в так называемых
земельных кадастрах и др.). При этом необходимо проверять, не имеются ли в
отношении земельного участка какие-либо обременения, в частности сервитута
(право прохода других лиц, проживания и т. д.), не заложено ли
соответствующее имущество и т, д. Игнорирование обстоятельств такого рода
может привести к неблагоприятным последствиям для российской организации —
собственника или арендатора имущества.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
1. Какие коллизионные нормы применяются в отношении собственности?
2. Что понимается под правом государства на национализацию частной
собственности?
3. Что понимается под экстерриториальным действием актов о
национализации?
4. Каково содержание международных договоров РФ с другими странами по
вопросам национализации?
5. Каково содержание соглашений РФ с другими странами о взаимном
поощрении и защите инвестиций?;
6. Какой правовой режим должен предоставляться;
собственности Российского государства за рубежом?!
ГЛАВА 8
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ
§ 1. Понятие внешнежоноАмческой сделки. § 2. Форма договора. § 3.
Применение права по вопросам содержания сделок. § 4. Универсальные
международные конвенции по внешнеторговой купле-продаже. Типовые договоры.
Торговые термины. Общие условия поставок. § 5. Компенсационные соглашения.
§ б. Контракты по оказанию технического содействия и строительству
предприятий. $ 7. Концессионные и иные соглашения. 8 & Договоры в области
научно-технического сотрудничества
ЛИТЕРАТУРА
Перетерский И. С; Крылов С. Б. Международное частное право.— С 147—156;
Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть.— С,
128—227; Лунц Л. А., Марышева Н. И; Садиков О. Н. Международное частное
право.— С. 130—179; Поздняков В. С., Садиков О. Н. Правовое регулирование
отношений по внешней торговле.— Ч. 1.— М., 1985; Правовое регулирование
отношений по внешней торговле СССР.— Ч. 2 / Под ред. В. С. Позднякова.— М.,
1986; Право и внешняя торговля.—М., 1987; Лунц Л. А. Внешнеторговая купля-
продажа (коллизионные вопросы).— М., 1972; Мусин В. А. Международные
торговые контракты.— Л., 1986; Зыкин И. С. Договор во внешнеэкономической
деятельности,— М., 1990; Розенберг М. Г. Заключение договора международной
купли-продажи товаров.— М., 1991;
Международные правила толкования торговых терминов «Инко-термс».— М., 1992;
Сборник международных договоров и других документов, применяемых при
заключении и исполнении внешнеэкономических контрактов.— М., 1991;
Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е. А.
Васильева.— VL, 1992. С. 313— 334, 341—346, 357—363, 379—389; Комаров А. С.
Выбор применимого права в контрактах с фирмами капиталистических стран.
Материалы секции права.— Вып. 37.— М, 1988.— С. 59—71; Сас И. Общие условия
поставок СЭВ. Перевод с венгерского.— М., 1978; Розенберг М. Г.
Международное регулирование поставок в рамках СЭВ.— М., 1989; Кабатов В. А.
Строительство советскими организациями промышленных объектов за рубежом //
Сов. государство и право.— 1978.— № 10.— С. 76—84; Комаров А. С.
Ответственность в коммерческом обороте.— М., 1991; Шмитхофф К. Экспорт:
право и практика международной торговли.— М., 1993.
199
§ 1. ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СДЕЛКИ
1. В процессе осуществления торгово-экономических, научно-технических и
иных международных связей между организациями и фирмами различных
государств заключается большое число договоров, обычно именуемых
контрактами. Место нахождения сторон, а также место заключения и исполнения
этих договоров не совпадают, что требует определения права, подлежащего
применению к такому договору с иностранным, или. международным, элементом.
Речь идет прежде всего о внешнеторговых сделках. К внешнеторговым сделкам
наша доктрина относит сделки, в которых хотя бы одна из сторон является
иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом и содержанием
которых являются операции ^ по ввозу из-за границы товаров или по вывозу
товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с
вывозом или ввозом товаров. Таким образом, к внешнеторговым сделкам
относятся договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда,
комиссии и ряд других договоров, заключаемых между организациями и фирмами
различных государств. Наиболее широко распространенным видом внешнеторговых
сделок является договор внешнеторговой купли-продажи, поэтому в дальнейшем
изложении основное внимание уделяется этому виду договора.
Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980
года понимает под такими договорами договоры купли-продажи товаров,
заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в
разных государствах. На практике встречаются различные виды сделок.
Традиционными являются сделки купли-продажи товаров в материальной форме.
По таким сделкам продавец обязуется передать товар в собственность
покупателя в установленные контрактом сроки и на определенных условиях, а
покупатель обязуется принять товар и уплатить за него Определенную денежную
сумму. Различаются сделки по экспорту и по импорту товаров. В практике
отечественных организаций часто встречаются различные виды товарообменных и
компенсационных сделок на безвалютной
200
основе. Одним из видов таких сделок являются бартерные сделки, которые
предусматривают обмен согласованных количеств одного товара на другой. В
таком договоре либо указывается количество взаимопоставляемых товаров, либо
оговаривается сумма, на которую стороны обязуются поставить товары.
В современных условиях наряду с куплей-продажей товаров все большее
значение приобретают различные договоры (контракты) по оказанию всякого
рода услуг, проведению работ, оказанию технического содействия в
строительстве предприятий, созданию промышленных комплексов и осуществлению
других проектов, сотрудничеству в производстве отдельных видов
оборудования, проведению совместных конструкторских и научно-
исследовательских работ, лицензионные договоры об использовании изобретений
и других научно-технических достижений («ноу-хау»), договоры о передаче
научно-технической документации, договоры инжиниринга, лизинга и др. Все
эти договоры представляют собой различные виды внешнеэкономических сделок.
Сделки заключаются внешнеэкономическими организациями, промышленными
предприятиями (объединениями) и иными организациями (см. гл. 5).
В торговых отношениях России с рядом государств контракты заключаются во
исполнение межправительственных соглашений о товарообороте, о
предоставлении государственных кредитов для поставки товаров в Россию и др.
Заключение таких соглашений создает в отношениях между государствами
взаимные обязательства осуществлять поставки по определенной номенклатуре и
контингентам товаров. В качестве примера приведем Соглашение между
правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной
Республики о государственном кредите для поставок товаров из КНР в
Российскую Федерацию от 18 декабря 1992 г. В соответствии с условиями этого
соглашения в счет кредита из КНР в РФ поставляются товары, предусмотренные
перечнем, а погашение основного долга и уплата процентов по кредиту
осуществляются поставками товаров, также определяемых соглашением.
Конкретная номенклатура ежегодно поставляемых в КНР российских товаров
будет согласовываться компетентными органами обеих стран за 3 месяца до
начала года поставки
201
товаров. Контракты на поставку товаров будут заключаться между российскими
и китайскими внешнеторговыми организациями, уполноченными компетентными
органами обеих стран. При заключении контрактов эти организации будут
руководствоваться положениями соглашения (ст. 4). В соглашении, в
частности, определено, каким образом будут устанавливаться цены на товары.
Протоколы о товарообороте, содержащие списки товаров, были заключены в
1992 году Россией с Мальтой, Венгрией и другими странами. В соглашении с
Мальтой определены сделки о взаимно экспортируемых товарах, которые не
носят ограничительного характера. В протоколе с Венгрией определены
приоритеты сторон в области взаимных поставок товаров.
Таким образом, в пределах, определяемых межправительственными
соглашениями о товарообороте и уточняющими их ежегодными протоколами, эти
соглашения создают в отношениях между государствами взаимные обязательства
осуществлять поставки по определенной номенклатуре и контингентам товаров.
Контракты, заключаемые между внешнеторговыми организациями этих стран,
являются средством реализации межправительственных соглашений. После того
как контракт заключен, права и обязанности участвующих в нем организаций
определяются контрактом. В этом смысле понимается юридическая
самостоятельность каждого контракта. В то же время выполнение обязательств
сторонами по контракту связано с содержанием межправительственных
соглашений.
Эта взаимосвязь была специфична именно для отношений между организациями
стран — членов СЭВ, что обусловлено тесной связью международно-правовых и
гражданско-правовых методов регулирования экономических отношений.
Однако эти акты государств (соглашения) не порождают автоматически
гражданско-правовых обязательств. Такие обязательства возникнут только на
основании контракта. После заключения контракта обязательства государства
могут измениться; в межправительственное соглашение, на основе которого был
заключен контракт, могут быть внесены изменения, в частности
предусматривающие уменьшение объема поставок, перенос постав-
202
ки данного количества товара на другой плановый период и т. д. Указанные
изменения также не могут автоматически влиять на изменение контракта.
Организации должны изменить свои контрактные обязательства в соответствии в
изложенными обязательствами государств.
2. Заключая договор, стороны могут установить, каким законодательством он
должен регулироваться. Стороны имеют право сделать выбор в силу автономии
воли сторон. Эта автономия состоит в том, что стороны имеют право
устанавливать по своему усмотрению содержание договора.
Автономия воли сторон обычно признается в законодательстве различных
государств. Однако допустимые пределы автономии воли сторон понимаются в
законодательствах государств по-разному. В одних странах она ничем не
ограничивается. Это означает, что стороны, заключив сделку, могут подчинить
ее любой правовой системе. В других странах действует принцип локализации
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45
|