скачать рефераты

МЕНЮ


Учебник по международному частному праву

составляется.

По договору о правовой помощи между СССР и Грецией предусмотрено, что

завещание признается действи-"тельным с точки зрения формы, если при его

составлении было соблюдено: 1) законодательство страны, на территории

которой .оно было составлено; 2) или законодательство страны, гражданином

которой был наследодатель в момент составления завещания либо в момент

своей смерти; 3) или законодательство страны, на территории которой

наследодатель имел в один из указанных выше моментов место жительства.

Относительно недвижимого имущества требуется, чтобы было соблюдено

законодательство страны, на территории которой оно находится.

Статья 34 Консульского устава СССР предусматривает, что консул принимает

меры к охране оставшегося после смерти российского гражданина его

заграничного имущества. Последующие действия консула в отношении

наследственной массы такого имущества определяются соответствующим

соглашением РФ с государством пре-

329

бывания консула или практикой, установившейся во взаимоотношениях РФ с этой

страной. Если вся наследственная масса или часть ее в соответствии с

соглашением или установившейся практикой передаются консулу, с тем чтобы он

поступил с ней согласно законам его страны, то при распоряжении имуществом

он руководствуется действующим российским законодательством. Консульские

конвенции, заключенные с другими странами, предусматривают обычно, что

консул должен уведомляться о смерти гражданина своей страны. Тогда же ему и

сообщают сведения о наследственном имуществе. В случае смерти гражданина на

территории консульского округа, если он находился там временно, консулу

передаются деньга и вещи, которые умерший имел при себе.

Согласно консульской конвенции, заключенной с КНР, в случае смерти

гражданина представляемого государства, временно находящегося в государстве

пребывания, а также если у умершего отсутствуют родственники или его

представители в государстве пребывания и к тому же оставленные умершим вещи

не связаны с обязательствами, которые он взял на себя во время нахождения в

государстве пребывания, консул имеет право получать, сохранять и передавать

по назначению эти вещи.

Консульская конвенция, заключенная с США, предусматривает, в частности,

что консул имеет право принимать временную опеку над собственностью,

оставленной умершим гражданином представляемого государства, если умерший

не оставил ни наследника, ни исполнителя завещания, при условии, что такая

временная опека должна быть передана должным образом назначенному

администратору (ст. 10).

2. Права российских граждан как наследников за границей. Российские

граждане име.ют право на получение наследственного имущества, если

наследование открылось за рубежом. Права наследования, возникшие на

основании соответствующих иностранных законов, полностью признаются в РФ. В

практике в последние годы было большое число случаев, когда наши 1раждане

признавались наследниками по праву того государства, которое применялось к

наследованию. Например, гражданка Попова была признана наследницей по

закону пос-

330

ле смерти вдовствующей принцессы княжества Капур-тала (Индия), умершей в

Америке, поскольку она оказалась сестрой наследницы — русской по

национальности, в свое время эмигрировавшей из России. Право российского

гражданина быть наследником определенной очереди (при наследовании по

закону) и получить соответствующую долю в наследованном имуществе по

правилам иностранной правовой системы не зависит и не может зависеть от

того, как этот вопрос решается в российском законе. В ряде случаев

имущество завещалось нашим гражданам и организациям различными лицами,

проживающими за рубежом. Например, гражданка США Г. Роджерс завещала свое

имущество советским космонавтам Юрию Гагарину и Герману Титову.

Российское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений в

отношении получения российскими гражданами наследственных сумм из-за

границы.

В период разгара «холодной войны» в Калифорнии, Неваде, Айове и некоторых

других штатах США были приняты законы, в силу которых право наследования

находящегося в США имущества признается за проживающими за границей

иностранцами лишь при условии взаимности. В ряде штатов практика применения

этих законов пошла по пути применения принципа материальной взаимности.

Законы штатов Нью-Джерси, Нью-Йорк, Массачусетс и др. «о выгоде,

пользовании и контроле» предоставили судам право отказывать в разрешении на

выплату находящимся за рубежом наследникам и помещать их в депозит суда,

если суд придет к заключению, что зарубежный наследник не получит от

наследства «выгоды или пользы» или «не приобретет контроля» в отношении

наследства. Применение этих и подобных им законов в ряде случаев

ограничивало права граждан СССР на получение причитающихся им

наследственных сумм. В судебной практике на основе законов этих штатов

доказывалось, что наследники в Советском Союзе не могут получать имущество,

которое им остается по наследству, открывшемуся в США, ибо все это

имущество якобы отбирает Советское государство. Следует иметь в виду, что

наши граждане ничем не ограничены в получении наследственных сумм из-за

границы. Эти

331

суммы поступают в полное распоряжение наследников.

Важную роль в охране наследственных прав наших граждан за рубежом

призваны играть консульские представители РФ. Если консулу станет известно

об открывшемся наследстве в пользу проживающих в РФ российских граждан, то

он незамедлительно сообщает все известные ему сведения о наследстве и

возможных наследниках в Министерство иностранных дел РФ (ст. 52

Консульского устава СССР). Согласно ряду консульских конвенции, заключенных

с другими странами, компетентные власти государства пребывания должны

извещать консула об открытии наследства в государстве его пребывания, когда

наследником является гражданин представляемого государства. На практике в

этих случаях часто возникает необходимость незамедлительно принять меры по

охране наследственных прав. В этом отношении важную роль могут сыграть

действия российского консула, который в соответствии с положениями ряда

консульских конвенций, заключенных Россией, может представлять интересы

российских граждан. Так, консульские конвенции, заключенные с

Великобританией и Швецией, предусматривают, что в случае, если не

находящийся в государстве пребывания консула гражданин представляемого

государства имеет право или претендует на долю в имуществе, оставшемся в

государстве пребывания после смерти лица любого государства, консул имеет

право представлять интересы такого гражданина.

В консульской конвенции, заключенной СССР с КНР, указывается, что в

подобных обстоятельствах консул без особой доверенности может представлять

этого гражданина в судах и других органах государства пребывания. В общей

форме такое представительство консула в отношении имущества своих граждан

предусмотрено в консульской конвенции, заключенной между СССР и США (см.

гл. 17). Представительство консула продолжается до тех пор, пока сам

наследник не возьмет на себя защиту своих прав или не назначит своего

представителя. Наши граждане обычно поручают ведение своих наследственных

дел за границей Инюрколлегии.

Право консула представлять граждан своей страны без особой доверенности, в

том числе и по наследствен-

332

ным делам, в стране пребывания, если граждане отсутствуют и не поручали

ведения своего дела какому-либо лицу, предусмотрено ст. 29 Консульского

устава СССР (см. гл. 17).

Согласно Консульскому уставу СССР, консул выполняет и ряд других функций,

касающихся наследования. Он принимает меры к охране наследственного

имущества, выдает свидетельства о праве наследования, принимает

наследственное имущество для передачи находящимся в РФ наследникам.

3. Выморочное имущество. Имущество, которое остается после смерти лица

при отсутствии наследников, называется выморочным. Оно признается таковым,

если у умершего гражданина нет наследников по закону и по каким-либо

причинам не было составлено завещание или завещание составлено, но оно было

признано недействительным.

По российским законам в этих случаях имущество переходит к государству

как наследнику (ст. 552 Гражданского кодекса РСФСР). В некоторых странах, в

частности в США, Франции, Австрии, существует другой подход: государство

получает это имущество по так называемому праву оккупации, то есть

поскольку это имущество является бесхозным, оно должно перейти к

государству.

Различия в обосновании права государства на выморочное имущество имеют

существенное практическое значение. Представим себе, что российский

гражданин умер за границей и у него нет никаких наследников. Если считать,

что имущество должно перейти к государству как к наследнику, то имущество

должно перейти к Российскому государству. Если же считать, что это

имущество должно перейти по праву оккупации, то оно должно перейти к тому

государству, на территории которого этот гражданин умер или осталось его

имущество.

Вопрос о судьбе выморочного имущества решается в договорах о правовой

помощи, заключенных с рядом государств. Согласно этим договорам, выморочное

движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту

смерти являлся наследодатель, а выморочное недвижимое имущество переходит в

собственность государства, ва территории которого оно находится.

333

Многосторонняя конвенция о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г.

предусматривает следующее правило: если по законодательству страны,

подлежащему применению при наследовании, наследником является государство,

то движимое наследственное имущество переходит государству, гражданином

которого является наследодатель в момент смерти, а недвижимое

наследственное имущество переходит государству, на территории которого оно

находится (ст. 46).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Какими наследственными правами пользуются в РФ иностранцы?

2. Какое законодательство должно применяться при наследовании на

основании коллизионных норм российского законодательства?

3. Какие коллизионные нормы по вопросам наследования содержатся в

договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами?

4. Какие функции осуществляют консульские представители РФ за границей

при охране наследственных прав российских граждан за рубежом?

5. Как решаются вопросы, касающиеся выморочного имущества?

ГЛАВА 16

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

§ 1. Международные трудовые отношения и коллизионные вопросы в области

трудовых отношений. § 2. Трудовые права иностранцев в РФ. § 3. Трудовые

права российских граждан за рубежом. § 4. Социальное обеспечение

ЛИТЕРАТУРА

Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть.— С.

476—490; Лунц Л. А; Марышева Н. И., Садиков О. Н. Международное частное

право.— С. 260—268; Довгерт А. С. Правовое регулирование международных

трудовых отношений.— Киев, 1992; Аметистов Э. М. Правовое регулирование

труда иностранных граждан в СССР//Сов. государство и право.—1977.—№ 7.—С.

149—154;

Аметистов Э. М. Правовое регулирование труда в интеграционном

сотрудничестве // Хозяйство и права— 1983.— № 11.— С. 75—78;

Жарков Б. -И, Рогожин В. В. Правовое регулирование труда иностранных

рабочих // Сов. государство и право.— 1975.— № 10.— С. 106—110; Городецкая

И. К. Соглашения между Советским Союзом и другими социалистическими

странами по вопросам социального обеспечения // Сов. ежегодник

международного права. 1961.— М., 1962.— С. 373—386.

§ 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

И КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ

В ОБЛАСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Интернационализация производства, происходящая в XX веке, резко

усилила миграцию населения. Социально-экономические причины использования

иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и приложение труда

рабочих и специалистов одной страны за ее пределами, пребывание за рубежом

с целью получения образования и обучения отличаются

335

от причин миграции населения по национальному признаку, в целях

воссоединения семей, в результате последствии военных действий, изменений в

характере политического строя. Однако конечный результат этих мифаций ведет

к образованию значительной прослойки иностранных граждан, постоянно или

временно находящихся на территории соответствующей страны и вступающих в

этой стране в трудовые отношения с местными работодателями.

Экономические реформы, переход от закрытого к открытому обществу в бывшем

СССР, а затем в России и других суверенных государствах, ранее входивших в

состав СССР, привели, с одной стороны, к расширению труда иностранных

граждан на отечественных предприятиях и возникновению трудовых отношений

отечественных граждан с предприятиями с иностранными инвестициями, а с

другой — к заключению трудовых контрактов и массовой трудовой миграции

наших граждан за границу и заключению трудовых контрактов непосредственно

отечественными гражданами с иностранными работодателями за рубежом.

Впервые эта возможность получила свое закрепление в Основах

законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, принятых 15

января 1991 г. В этом законе было предусмотрено, что «граждане имеют право

на профессиональную деятельность в период временного пребывания за

границей». В Законе о занятости населения в РСФСР, принятом 19 апреля 1991

г., предусмотрено, что «граждане имеют право на самостоятельный поиск

работы и трудоустройство за границей» (ст. 10). С 1 января 1993 г. в России

вступил в силу закон СССР от 20 мая 1991 г., регулирующий выезд и въезд

граждан. На основании этого закона гражданин РФ имеет право выезжать из РФ,

в том числе и с целью осуществления за границей трудовой деятельности.

Однако порядок въезда в иностранное государство регулируется

законодательством этого государства. Многие государства ограничивают въезд,

допуск иностранца в страну зависит от получения им разрешения на

поступление на работу. Такие разрешения установлены законодательством ФРГ,

Франции, Великобритании, США, Австрии и др.

336

Так, в Кодексе труда Франции имеется специальный раздел, который

называется «Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной

рабочей силы». Нормы этого раздела касаются доступа иностранцев к работе во

Франции. Согласно ст. 341-2, для въезда во Францию с целью поступления на

работу по найму иностранец кроме документов и виз, требующихся в

соответствии с действующими международными договорами и правилами, должен

представить трудовой договор, завизированный административными властями,

или разрешение на работу и медицинский сертификат. В разделе также

предусмотрены: охрана прав иностранца, нанятого в нарушение установленных

правил; порядок взимания штрафа с нанимателя, нарушившего установленный

порядок приема иностранца; запрет осуществлять незаконные взимания с

иностранных работников в пользу нанимателя. Все операции во Франции,

связанные с приемом на работу и въездом иностранцев или оформлением за

границу любых работников, возлагаются исключительно на Национальное

управление по иммиграции.

В США, Австрии, Швеции и в ряде других стран установлены ежегодные квоты

на въезд иностранцев, в том числе и для лиц, специально приезжающих для

работы в соответствующей стране. В этой связи определенное значение

приобретает заключение Россией межправительственных соглашений о

предоставлении нашим гражданам определенных квот. Такие соглашения были

заключены Россией с ФРГ, Францией.

Разработку и осуществление мер в области внешней трудовой миграции

граждан РФ осуществляет Федеральная миграционная служба России. Она же

осуществляет меры по привлечению труда иностранных граждан на территории

РФ. В прошлом иностранные рабочие и специалисты (прежде всего из Вьетнама,

Китая, КНДР, Болгарии) привлекались чаще всего для работы на

лесотехнических комплексах в Республике Коми, на Дальнем Востоке, а также

для работы на различных предприятиях легкой и лесной промышленности. В 1990

году в СССР их работало примерно 200 тыс. (из них 82 тыс. вьетнамцев, их

число в разные годы колебалось от 60 до 90 тыс. человек).

2. В ряде государств есть специальное законода-

337

тельство, регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, а

также в свободных экономических зонах. Соответствующие правила касаются не

только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан. В качестве

примера можно привести Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и

иностранным капиталом 1979 года и Положение 1983 года о применении этого

закона. Закон КНР о предприятиях-с иностранными инвестициями 1986 года.

Положение о труде на совместных предприятиях с китайским и иностранным

капиталом 1980 года, Положение об особых экономических зонах провинции

Гуандун 1980 года.

Для практики судов и доктрины стран Запада характерны попытки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.