скачать рефераты

МЕНЮ


Учебник по международному частному праву

В том же случае, когда заключен торговый договор РФ с иностранным

государством, положение торгпредства в данном государстве определяется на

основе

160

этого договора. В торговом договоре могут быть предусмотрены некоторые

изъятия в отношении тех иммуни-тетов, которые предоставляются торгпредству.

Эти изъятия всегда следует толковать строго ограничительно.

В качестве примера сошлемся на торговый договор СССР с Австрией от 17

октября 1955 г. В ст. 4 приложения к договору о правовом положении

торгпредства говорится, что иммунитета и привилегии, предоставленные

торгпредству, распространяются также на его торговую деятельность со

следующими изъятиями: «Споры по торговым сделкам, заключенным или

гарантированным на территории Австрии торговым представительством,

подлежат, при отсутствии оговорок о третейском разбирательстве, компетенции

австрийских судов».

Принудительное исполнение окончательных судебных решений, вынесенных

против торгпредства по этим спорам, может иметь место, но лишь в отношении

товаров и долговых требований торгпредства. Таким образом, речь идет только

о торговых сделках, и только о тех, которые заключены в Австрии. В

отношении всех других сделок торгпредство должно пользоваться иммунитетом в

полном объеме.

На практике имели место случаи, когда к торгпредству пытались предъявлять

иски бывшие собственники национализированного в СССР имущества и другие

лица, у которых имелась мнимая или действительная претензия к Советскому

государству. Суд не может рассматривать такие иски к торгпредству,

поскольку изъятия из иммунитета торгпредства допускаются только в отношении

совершенных им торговых сделок в данной стране. Если сделку заключает какое-

либо российское юридическое лицо, то торгпредство ответственности за сделку

не несет.

Суды в странах Запада неоднократно пытались представить торгпредство в

качестве лица, несущего универсальйую ответственность за действия всех

наших организаций. Однако с этой точкой зрения согласиться нельзя.

Торгпредство — это орган государства, и потому его правовое положение

определяется российским правом, которое устанавливает, что торгпредство не

отвечает по обязательствам внешнеэкономических и иных хозяйственных

организаций, а последние не отвечают по обязательствам торгпредства.

6 Зап. № 239

161

В торговых договорах, заключаемых СССР, указывалось, что правительство

СССР несет ответственность лишь по тем торговым сделкам, которые были

надлежащим образом заключены торгпредством или гарантированы от имени

торгпредства. Советское правительство не несет ответственности по сделкам

хозяйственных организаций, а хозяйственные организации не несут

ответственности по сделкам торгпредства.

Положение о раздельной ответственности торгпредства, государства и

юридических лиц имеет полную силу и в отношении государств, с которыми СССР

или РФ не заключили торговых договоров. Приведем пример из судебной

практики Нидерландов.

Иск был предъявлен к СССР как таковому и к торгпредству. Между тем спор

возник по сделке одной голландской фирмы со Всесоюзным объединением

«Промсырьеимпорт». Суд отверг иск, указав, что спор должен разрешаться лишь

в отношении объединения.

2. Современная концепция участия государства в гражданско-правовых

отношениях, которая стала складываться в 90-е годы, получила отражение в

Основах гражданского законодательства 1991 года. Согласно ст. 25 Основ,

государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским

законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений.

По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает

находящимися в его собственности^ средствами государственной казны. Эти

положения, согласно Основам, должны применяться соответственно к автономным

образованиям, административно-территориальным образованиям, уполномоченным

ими органам. Автономные образования и административно-территориальные

образования отвечают по своим обязательствам находящимися в их

собственности средствами, не закрепленными за юридическими лицами в полное

хозяйственное ведение или оперативное управление.

Статья 25 Основ (ч. 4) предусматривала также принятие Закона СССР об

иммунитете государства и его собственности, однако такой закон не был

принят.

В ряд заключенных Российским государством и его органами соглашений и

контрактов с иностранными юридическими лицами и иностранными государствами

было включено согласие российской стороны на отказ или изъятие от

юрисдикционного иммунитета и его видов.

162

Особое положение государства как участника международных хозяйственных

отношений выражается и в том, что к обязательствам государства в принципе

может применяться только его право, кроме случаев, когда государство прямо

выразило свое согласие на применение иностранного права. Поэтому

правоотношения по договору государства с иностранной компанией или

иностранным гражданином регулируются внутренним законодательством

государства — стороны в договоре, а не законодательством другого

государства или международным правом, если в договоре не предусмотрено

иное.

Из этого признанного в доктрине положения исходила Постоянная палата

международного правосудия в своих известных решениях о сербских и

бразильских займах, вынесенных в 1929 году. По иску французских держателей

сербских государственных займов к югославскому правительству палата

признала, что права и обязанности по этим займам подчинены не праву

Франции, где по ним были выпущены облигации, а законам Югославии. По мнению

палаты, природа суверенного государства проявляется в том, что

действительность принятых им обязательств не может быть подчинена иному

закону, чем его собственному.

Из решения Международного суда ООН от 6 июля 1957 г. по франко-

норвежскому спору о норвежских займах также может быть сделан вывод о том,

что к договору между государством и иностранным гражданином или юридическим

лицом применяется внутреннее право данного государства. Отсюда следует, что

к обязательствам по займам в принципе должно применяться право страны,

выпустившей заем. То же самое следует сказать и о концессионных договорах,

хотя концессии обладают определенной спецификой. Все вопросы концессионного

договора относятся к внутренней компетенции государства. Концессионный

договор — это сделка, правоотношения по которой регулируются внутренним

правом, и она не является международным договором.

В то же время концессию нельзя рассматривать и как граждане ко-правовой

контракт, одностороннее прекращение которого неправомерно. Это

односторонний акт государства («соизволение»), предоставляющий частной

компании, в том числе и иностранной, право осущест-

б* 163

влять в интересах данного государства, развития его экономики определенную

хозяйственную деятельность. В этих же интересах действие такого акта может

быть досрочно прекращено, предоставленная концессия может быть «взята

обратно».

Так, к началу 80-х годов основные развивающиеся страны — экспортеры нефти

фактически ликвидировали концессии, учитывая при этом особую природу

концессионных договоров. В 1981 году Иран аннулировал все соглашения о

добыче нефти и эксплуатации нефтяных месторождений, заключенные бывшим

шахским правительством этой страны с западными компаниями.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Какие имеются виды иммунитета государства?

2. В чем различие между концепцией абсолютного иммунитета и концепцией

ограниченного (функционального) иммунитета?

. 3. В каких странах приняты законы об иммунитете государства и какова

практика их применения?

ГЛАВА 7

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

§ 1. Вопросы собственности в международных отношениях. § 2. Коллизионные

вопросы права собственности. § 3. Применение за границей законов о

национализации. § 4. Правовое регулирование иностранных инвестиций. § 5.

Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах. § 6. Правовое

положение собственности РФ и российских организаций за границей

ЛИТЕРАТУРА

Перетерский И. С; Крылов С. Б. Международное частное право.— С. 94—117;

Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть.— С. 99—127;

Лунц Л. А., Марышева Н. Я.» Садиков О. Н. Международное частное право.— С.

118—129; Перетерский И. С. Борьба СССР за равноправие двух систем

собственности в международных отношениях // Ученые записки АОН.— Вып. 1.—

М., 1947.—С. 113—151; Корецкчй В. М. Очерки англо-американской доктрины и

практики международного частного права.— С. 197—395; Лаптев В. В. Вопросы

собственности в современном международном частном праве // Вопросы

международного частного права.— М., 1956.— С. 40—57; Вилков Г. Е.

Национализация и международное право.— М., 1962; Богатырев А. Г.

Инвестиционное права— М., 1992; Законодательство об иностранных инвестициях

России и стран ближнего зарубежья.— М., 1993; Богуславский М. М. Правовое

положение иностранных инвестиций.— М., 1993.

§ 1. ВОПРОСЫ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Большое теоретическое и практическое значение имеет признание

государственной собственности, права одного государства на его имущество,

находящееся за рубежом. Право одного государства должно относиться, таким

образом, к существованию права другого государства как к объективному

факту.

Советскому государству пришлось вести длительную

165

борьбу с капиталистическим миром за признание этого принципа. Эта борьба

велась на конференциях в Генуе и Гааге, когда капиталистические государства

попытались заставить Советское государство отменить национализацию орудий и

средств производства. Она велась в иностранных судах, которые стремились

подходить к собственности Советского государства за границей как к обычной

частной собственности иностранца и не признавали право собственности СССР

на находящееся за границей национализированное имущество.

Проблемы собственности в современных международных отношениях

многообразны. В традиционных курсах международного частного права стран

Запада раздел о праве собственности сводится, как правило, исключительно к

изложению коллизионных вопросов. Между тем ни вопросы национализации, ни

вопросы участия иностранного капитала в разработке естественных ресурсов,

ни вопросы режима иностранных инвестиций не могут быть сведены к проблемам

коллизионного характера и должны рассматриваться наряду с ними.

§ 2. КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

1. В законодательстве многих государств проводится различие между правом

на недвижимое имущество и правом на движимое имущество. В отношении

недвижимости законодательство, судебная практика и доктрина этих государств

придерживаются принципа, согласно которому право собственности на

недвижимость регулируется законом места нахождения недвижимости. Этот закон

определяет и содержание права собственности на недвижимость, и форму и

условия перехода прав на недвижимость. Особенно жестко данный принцип

проводится в отношении такой основной категории недвижимого имущества, как

земельные участки. В специальных реестрах и книгах ведется строгая

регистрация прав собственности на землю.

Российские юридические лица и иные наши организации, точно так же как и

граждане России, если им принадлежит недвижимое имущество за рубежом, имеют

166

право владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом в полном

объеме в соответствии с правилами местного законодательства.

Более сложным является положение с движимым имуществом. Сюда относятся

обычно права требования, ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи

и т. д. В отношении этой категории имущества в различных государствах по-

разному решается вопрос о значении принципа закона места нахождения вещи,

хотя и в отношении режима движимого имущества указанный принцип имеет

решающее значение.

Во-первых, считается общепризнанным, что если в каком-либо государстве

вещь правомерно перешла по законам этого государства в собственность

определенного лица, то при изменении места нахождения вещи право

собственности на данную вещь сохраняется за ее собственником. Таким

образом, признается право собственности на вещь, приобретенную за границей.

Во-вторых, обычно признается, что объем прав собственника определяется

законом места нахождения вещи. Из этого следует, что при перемещении вещи

из одного государства в другое (как это происходит именно с движимым

имуществом) соответственно изменяется и содержание прав собственника. При

этом не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее.

перемещения в данное государство. Право собственности на вещь, например

приобретенную иностранцем на своей родине, признается, но содержание этого

права будет определяться не законом страны его гражданства, а законом места

нахождения вещи.

В доктринах международного частного права существуют различные точки

зрения на то, какой закон регулирует переход права собственности, если вещь

приобретается не в том государстве, где она находится. В одних странах

доктрина высказывается в пользу применения закона места нахождения вещи, в

других предпочтение отдается личному закону собственника.

В Великобритании и США в течение длительного времени исходным был

принцип, согласно которому права на движимость определяются личным законом

собственника. В курсе Дайси обращается внимание на переход от принципа

личного закона к принципу места нахождения вещи.

167

В праве Франции в ряде случаев переход права собственности на движимость

определяется законом места нахождения вещи; в то же время в наследственном

праве переход имущества в порядке наследования часто определяется личным

законом наследодателя. Однако принцип личного закона рассматривается в

современной доктрине больше как исключение из общего правила. Этот принцип

продолжает сохраняться в законодательстве лишь отдельных стран (Аргентины,

Бразилии).

Расширение применения закона места нахождения вещи обосновывается в

иностранной литературе прежде всего интересами гражданского оборота.

Таким образом, как правило, принцип lex rei sitae определяет, какие вещи

могут быть вообще объектом права собственности, объем и содержание прав и

обязанностей собственника и чаще всего возникновение, переход и прекращение

права собственности.

2. Коллизионные вопросы отношений, вытекающих из права собственности,

регулируются также в отдельных международных соглашениях. Гаагская

конвенция о праве, применяемом к переходу права собственности в

международной торговле товарами, 1958 года решает ряд вопросов, связанных с

переходом права собственности, не на основании принципа lex rei sitae, а на

основании обязательственного статута, то есть права, применяемого сторонами

к сделке внешнеторговой купли-продажи (см. гл. 8).

3. В действующем в России законодательстве имеется несколько коллизионных

норм, касающихся права собственности. Основное правило содержится в ст. 164

Основ гражданского законодательства 1991 года, носящей название «Право

собственности». В этой статье закреплен ряд положений. Во-первых,

установлено, что «право собственности на имущество определяется по праву

страны, где это имущество находится» (ч. 1). Во-вторых, предусматривается,

что право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в

государственные реестры, определяется по праву страны, где транспортное

средство внесено в реестр. В-третьих, предусмотрено, что «возникновение и

прекращение права собственности на имущество определяются по праву страны,

где это имущество находилось в момент, когда

168

имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для

возникновения или прекращения права собственности, если иное не

предусмотрено законом» (ч. 2).

Таким образом, в РФ закон места нахождения вещи признается исходным

коллизионным началом для решения вопросов права собственности. Закон места

нахождения вещи определяет прежде всего, какие вещные права возможны вообще

и каково их содержание.

Из положения ч. 2 ст. 164 Основ следует, что если право собственности на

движимую вещь возникло по закону ее места нахождения, то оно не может

прекратиться в силу перемещения вещи в другую страну, в которой на

основании действующего в ней законодательства такое право собственности не

могло бы возникнуть в таком же порядке, как в первой стране.

Вопросы перехода права собственности и риск-а случайной гибели вещи имеют

особое значение в международной купле-продаже товаров. В действующем в

России законодательстве установлены специальные коллизионные нормы по этим

вопросам применительно к обязательственному статуту (см. гл. 8).

В ч. 3 ст. 164 Основ гражданско законодательства предусмотрено, что

«возникновение и прекращение права собственности на имущество, являющееся

предметом сделки, определяются по праву места совершения сделки, если иное

не установлено соглашением сторон». Это означает, что за основу принят

принцип автономии воли сторон. Если же стороны в контракте не решили этот

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.